Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Страница 12

Для осмысления феномена технологической компетентности эти рассуждения верны, если принять за общество с высоким синергетическим потенциалом образовательную среду вуза. По-видимому, функционирующая как открытая самоорганизующаяся система, вуз способен предупреждать кризисное развитие педагогического образования в локальном пространстве и на этой основе формировать у специалистов различные компетентности, в том числе и технологическую.

Информационный подход

Целесообразно рассмотреть проблемы современного педагогического образования в рамках информационного подхода (Т. П. Воронина, А. Д. Урсул). Анализ существующих в рамках этого подхода концепций дает нам осмысление целого ряда информационных технологий, хотя их массовое введение в образовательный процесс вуза далеко не очевидное благо.

Возникновение информационных сред требует осмысления роли феномена виртуального ресурса в развитии личности. В этой связи стоит проблема информационной безопасности, т. к. процесс компьютеризации сопряжен с целым комплексом негативных последствий – компьютерными преступлениями, электронными инфекциями, нарушением информационных прав и свобод личности и т. п. Отсюда возникает потребность в целом классе информационных технологий, которые обеспечивали бы сохранение психического здоровья пользователей и их информационной безопасности. Однако информационная безопасность не сводится лишь к технической стороне. Гораздо более сложным представляется создание благоприятной культурно-образовательной среды для гуманистической ориентации информационных процессов. В некотором смысле все развитие первоначально существует в форме виртуального, рефлексивного, существующего только внутри субъекта. Это подтверждает необходимость скорейшего исследования процесса становления рефлексии как важнейшего качества личности в процессе взаимодействия субъекта с реальными и виртуальными средами. Это дает нам основание выделить важнейший вид технологической компетентности – информационно-рефлексивную компетентность.

В рамках этих проблем учителю следует быть компетентным в исследовании закономерностей и противоречий информации общества в региональных и глобальных масштабах, в разработке социально-психологических аспектов информации общества и образования; уметь прогнозировать основные тенденции становления информационного общества в комплексе с обеспечением информационной безопасности социального развития человека; уметь анализировать природу и роль информационных технологий в обществе, их превращение в приоритетный общечеловеческий ресурс и фактор развития; использовать научно-информационные технологии в целях моделирования социально-педагогических процессов; изучать и правильно строить взаимоотношения информатики и человека, обретения им информационной культуры и грамотности, готовить молодое поколение к условиям жизни в информационном обществе, все более ориентированном на человека, т. е. способствовать усилению нравственно-гуманистического аспекта современного информационного общества.

Такая широкая проблематика способна рассматриваться в рамках нового научного направления – педагогической информатики. По мнению А. Д. Урсул, педагогическая информатика призвана изучать процесс взаимодействия информатики и образования, выявлять закономерности и тенденции этого взаимодействия, т. к. с переходом в XXI в. человечества в постиндустриальную стадию своего развития возникла принципиально новая система образования.

Немаловажную роль в компьютеризации современной подготовки учителя играют ее социокультурные и психолого-педагогические аспекты. Представление о компьютеризации как процессе технического овладения машиной приводит чаще всего к проявлению отрицательных черт мышления, в частности, к снижению способности к критике, игнорированию чувственного аспекта познания и творческого начала, «дегуманизации» мышления, следовательно, утрачиваются личностные аспекты научно-познавательной деятельности и ее соотнесенность с гуманистическими ценностями». Сознавая всю опасность сложившейся ситуации в современном информационном обществе, ряд ученых связывает решение проблемы с разработкой гуманитарной научной парадигмы. Сегодня лидером научного познания все увереннее становится комплекс наук, ориентированных на социальные проблемы, экологию, гуманитарные знания. На этом основании многие авторы ведущей функцией технологического образования считают его гуманитаризацию.

Страницы: 7 8 9 10 11 12 13 14


Новое в образовании:

Повышение познавательной активности на уроках математики посредством дифференцированного подхода в обучении
Природа щедро одарила человеческий род: на Земле никогда не было, нет и не будет двух совершенно одинаковых людей. Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности. В начальной школе индивидуальные различия особенно заметны. Как правило, выбираемый учителем средний темп работы на ...

Сущность и характеристика творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». «Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческ ...

Л.П. Стрелкова «История о том, что такое хорошо и что такое плохо»
После завтрака Данилка вышел во двор и с интересом осмотрелся. Кругом кипела жизнь. В большой луже стоял малыш и энергично месил грязь, вытирая ладони о собственные штаны. Данилка с интересом следил за ним. И вдруг сами собой вспомнились стихи. Данилка громко прочитал их малышу, указывая на него па ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru