Отсюда возникает социокультурная и образовательная задача для высшего педагогического образования: сформировать такую сторону технологической компетентности учителя, которая помогла бы ему фундаментально обучать детей взаимодействию с информационно-рефлексивной средой, и именно технологическое образование в новом обществе призвано сыграть роль социально-педагогического регулятора отношений человека с электронной техникой. Технологический прогресс остановить нельзя, но преобразовать его с пользой для человека и с целью контроля за ним можно и необходимо.
Концепции индустриального и постиндустриального общества
Теория индустриального общества
Индустриальное общество – одна из основных категорий, в которых современные философы, социологи, политологи и экономисты анализируют тенденции и особенности «развитых» обществ в отличие от «традиционных», аграрных. Теория индустриального общества исходит из того, что коренные социально-экономические, политические и социокультурные изменения в процессе общественного развития происходят в результате трансформации традиционных обществ к индустриальным, сама же эта трансформация осуществляется в результате промышленной революции и связанного с ней быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума.
Свойственные традиционным обществам жесткие социальные перегородки в процессе активной социальной мобильности индустриального общества разрушаются, традиционные наследственные привилегии уступают место равенству возможностей. В индустриальном обществе повышается роль специалистов в управлении экономикой всеми сферами общественной жизни. Происходит отделение собственности от процесса управления, а реальная власть переходит к «техноструктуре» – специфической социальной организации, состоящей из совокупности ученых, инженеров и техников, специалистов по рекламе, маркетингу, специалистов в области отношений с общественностью (Дж. К. Гэлбрэйт). В 70–90 гг. отмечено, что индустриальное общество находится в кризисе, а человечество движется к общественному устройству, отличающемуся «большей способностью к самоизменению, чем индустриальное общество», и которое ученые называют «постиндустриальным обществом».
Информационное общество – термин введен Д. Беллом (1973 г.). Понятие для обозначения реальной стадии цивилизационного процесса (трехфазной типологии социальной эволюции):
1) традиционное общество – основано на сельском хозяйстве. Характеризуется консервативной социальной структурой, авторитарными формами культуры и синкретичным стилем мышления;
2) индустриальное общество – создание машинной индустрии на базе новой техники и технологии, в политической сфере оформление национальных либерально-демократических государств, стиль жизни на основе урбанизации и стандартизации, конструирование нового стиля мышления, характеризующегося рационализмом и индивидуализмом;
3) постиндустриальное общество – переориентация экономики от товаропроизводства к сервису (развитие «цивилизации услуг»), доминирование наукоемких отраслей промышленности, принципиально новый способ организации технологической сферы, детерминированный созданием интеллектуальных технологий, изменение социальной структуры общества (от классовой дифференциации к дифференциации профессиональной). Феномен собственности теряет свою критериальную фундаментальность (конфликт не между трудом и капиталом, а между некомпетентностью и профессионализмом). На первый план выдвигается феномен знания, лежащего в основе новой технологической культуры. Возрастает социальная роль интеллигенции, которая, не будучи объединена организационно, является единым коллективным субъектом генерации знания.
Новое в образовании:
Следует ли детям использовать компьютеры в школе
Многие педагоги считают, что да. У некоторых имеются возрождения философского или чисто практического характера. Однако все согласны с тем, что какая-то адаптация школы к компьютерному веку необходима. Общество претерпевает быстрые и фундаментальные перемены в структуре и областях деятельности. Кор ...
Коррекционная работа с детьми дошкольного возраста, имеющими отклонения в
физическом развитии
Коррекционная работа – одно из важнейших направлений работы в дошкольном учреждении. Она включает в себя три основных составляющих: деятельность воспитателя в процессе проведения режимных моментов; специальные мероприятия, выполняемые руководителем физического воспитания и медицинскими работниками; ...
Типы данных, используемых в
психолого-педагогической диагностике
В психолого-педагогической диагностике используются следующие типы данных: L-данные (Life record data), полученные путём регистрации жизни человека в основном в результате наблюдения; сюда же включаются экспертные оценки. Основные требования: оцениваемые черты должны определяться в терминах наблюда ...