Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Страница 10

Отсюда возникает социокультурная и образовательная задача для высшего педагогического образования: сформировать такую сторону технологической компетентности учителя, которая помогла бы ему фундаментально обучать детей взаимодействию с информационно-рефлексивной средой, и именно технологическое образование в новом обществе призвано сыграть роль социально-педагогического регулятора отношений человека с электронной техникой. Технологический прогресс остановить нельзя, но преобразовать его с пользой для человека и с целью контроля за ним можно и необходимо.

Концепции индустриального и постиндустриального общества

Теория индустриального общества

Индустриальное общество – одна из основных категорий, в которых современные философы, социологи, политологи и экономисты анализируют тенденции и особенности «развитых» обществ в отличие от «традиционных», аграрных. Теория индустриального общества исходит из того, что коренные социально-экономические, политические и социокультурные изменения в процессе общественного развития происходят в результате трансформации традиционных обществ к индустриальным, сама же эта трансформация осуществляется в результате промышленной революции и связанного с ней быстрого и крупномасштабного вторжения техники во все сферы социума.

Свойственные традиционным обществам жесткие социальные перегородки в процессе активной социальной мобильности индустриального общества разрушаются, традиционные наследственные привилегии уступают место равенству возможностей. В индустриальном обществе повышается роль специалистов в управлении экономикой всеми сферами общественной жизни. Происходит отделение собственности от процесса управления, а реальная власть переходит к «техноструктуре» – специфической социальной организации, состоящей из совокупности ученых, инженеров и техников, специалистов по рекламе, маркетингу, специалистов в области отношений с общественностью (Дж. К. Гэлбрэйт). В 70–90 гг. отмечено, что индустриальное общество находится в кризисе, а человечество движется к общественному устройству, отличающемуся «большей способностью к самоизменению, чем индустриальное общество», и которое ученые называют «постиндустриальным обществом».

Информационное общество – термин введен Д. Беллом (1973 г.). Понятие для обозначения реальной стадии цивилизационного процесса (трехфазной типологии социальной эволюции):

1) традиционное общество – основано на сельском хозяйстве. Характеризуется консервативной социальной структурой, авторитарными формами культуры и синкретичным стилем мышления;

2) индустриальное общество – создание машинной индустрии на базе новой техники и технологии, в политической сфере оформление национальных либерально-демократических государств, стиль жизни на основе урбанизации и стандартизации, конструирование нового стиля мышления, характеризующегося рационализмом и индивидуализмом;

3) постиндустриальное общество – переориентация экономики от товаропроизводства к сервису (развитие «цивилизации услуг»), доминирование наукоемких отраслей промышленности, принципиально новый способ организации технологической сферы, детерминированный созданием интеллектуальных технологий, изменение социальной структуры общества (от классовой дифференциации к дифференциации профессиональной). Феномен собственности теряет свою критериальную фундаментальность (конфликт не между трудом и капиталом, а между некомпетентностью и профессионализмом). На первый план выдвигается феномен знания, лежащего в основе новой технологической культуры. Возрастает социальная роль интеллигенции, которая, не будучи объединена организационно, является единым коллективным субъектом генерации знания.

Страницы: 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Новое в образовании:

Активизация познавательных интересов
Хотелось бы сразу отметить, что при изучении моего предмета нужно очень много наглядного материала. Это может быть и пришедшие в негодность детали компьютеров и всевозможные учебные пособия. Без этого должного понимания просто не будет. Например, дети с трудом представляют системный блок в разрезе, ...

Характеристика предрасполагающих факторов к возникновению речевых нарушений
М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические н психоневрологические причины. К органи ...

Переход к вариативности программного обеспечения работы в дошкольных учреждениях
В параграфе 1 статьи 32 Закона РФ «Об образовании» указано, что образовательное учреждение самостоятельно в осуществлении законодательством РФ, Типовым положением об образовательном учреждении соответствующего типа и вида и уставом образовательного учреждения. Концепция дошкольного воспитания излаг ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru