Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Методологические основы современных подходов к технологическому образованию и формированию технологической компетентности будущего учителя

Страница 9

Для нас эти идеи важны при разработке содержательной стороны технологической компетентности учителя с ориентацией на идею гуманизации техники, что означает: технологически компетентный учитель действует и осуществляет свою профессиональную деятельность в гуманном «околотехническом» пространстве, являясь его социально независимым субъектом.

Концепция культурного отставания

На базе общей методологической установки технологического детерминизма У. Огборн и Т. Веблен разработали концепцию культурного отставания. В ней интерпретируется культурно-исторический процесс в рамках философии техники. Основное положение – сферы техники и сферы культуры развиваются с различной скоростью. Адаптивная (нематериальная) культура всегда «сдвинута по времени» относительно культуры материальной, что связано с устройством самой адаптивной культуры, которой присущ «естественный консерватизм».

Концепция информационного общества

Как один из признаков перехода цивилизации в ноосферу, необходимо отметить зарождение информационного общества. С введением интегрированных сетей связи расширяются возможности непосредственной коммуникация индивидов в глобальном масштабе. Внедрение в повседневную жизнь людей и производство компьютерных и коммуникационных технологий оказывает большое социально-экономическое влияние на постиндустриальное общество и вызывает настолько мощные социальные изменения, что оно преобразуется в совершенно новый тип общественного устройства – информационное общество. В основе его структуры и динамики лежит производство информации, а не материальных ценностей, как раньше. Информация в таком обществе становится социально-производственной ценностью. Отсюда новые признаки общества: определенная иерархия престижа, специфический тип образования, информационные технологии, обеспечивающие баланс динамики и общественной статики, принципиально иная система управления и пр.

Термин «информационное общество» появляется в работах И. Масуда («Информационное общество как постиндустриальное общество», 1983 Дж. Несбитта, А. Тоффлера и др. в 70–80-е гг. XX в. Основной целью информационного общества будет реализация «ценности времени». Новое общество будет функционировать на основе синергетической рациональности, который заменит принцип свободной конкуренции индустриального общества.

Некоторые из ученых, отмечая характерные черты этого типа общества, выражают беспокойство по поводу социально-психологических последствий информационной революции, так как практически все положительные явления информационного общества имеют и свои противоположности. Ученые предупреждают о надвигающемся культе информации, которая, если ее не взять под контроль, может быть использована для еще большей концентрации власти, новых более утонченных форм манипулирования людьми, господства и насилия над ними. Они предупреждают, что идеализация информационного общества может дорого обойтись человечеству, особенно она гибельна для молодежи и ее образования. Сегодня подростки абсолютное большинство информации получают через электронные средства массовой коммуникации, а она небезопасна для их физического и психического здоровья, прежде всего потому, что качество информации оставляет желает лучшего: насилие, порнография, грязные политические интриги, низкопробные сериалы – основное содержание телеинформации. Приход в квартиры компьютеров только осложняет проблему взаимоотношения подростка со средствами массовой коммуникации. В то же время информационный процесс слишком очевиден, чтобы его игнорировать.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Новое в образовании:

Характеристика технологического процесса производственной среды в плане экологии
Современный мир не мыслим без заводов и фабрик, производящих продукцию, необходимую для жизни современного человека. В процессе хозяйственной деятельности человек оказывает влияние на весь ход природных процессов. Добывая полезные ископаемые, сжигая топливо, он изымает вещества из природной среды. ...

Особенности сказки
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются опе ...

Основные цели и типы домашних заданий, требований к ним
В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем ...

Меню сайта

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru