В этой главе моей работы речь пойдёт о таком понятии как народная педагогика. О русских культурных традициях и их роли в гражданском воспитания дошкольников. Но для начала, я считаю целесообразном – ввести такое в понятие как “народная педагогика”. Так что же такое народная педагогика? Недавно на одном телеканале была передача, посвященная такой теме, как народная педагогика, там среди прохожих находили человека, у которого спрашивали: что такое народная педагогика? Большинство опрашиваемых уверенно перечисляют — это сказки, песенки, потешки, пословицы и поговорки, игры, обряды, праздники. Другие же вопросы: когда и почему возникла народная педагогика, в чем причина ее жизнестойкости и не подвластности времени и др как правило, остаются без ответов. Такое поверхностное знание народной педагогической мудрости, отшлифованной веками и поколениями, для обычного человека, возможно, и простительно, но для тех, кто так или иначе причастен к делу воспитания детей, это недопустимо. Да и можно ли назвать образованным и интеллигентным того, кто не помнит культурные традиции своего народа?
Народная педагогика и есть тот механизм, который развивает в человеке «житейское уменье» - способность жить в мире и согласии с собой и с окружающим миром. Она возникла в глубокой древности, когда взрослые впервые осознали свою ответственность за жизнь и судьбу идущего им на смену поколения. «Воспитание существует в русском народе столько же веков, сколько существует сам народ», — писал К.Д.Ушинский. Великий педагог ввел само понятие «народная педагогика» и показал значение ее для дальнейшего развития образования в России.
Передача накопленного опыта, знаний и умений от взрослых к детям осуществлялась раньше преимущественно в семьях, поэтому в основе народной педагогики лежит прежде всего семейная педагогика, т.е. то, чему учили и как учили подрастающего в семье человека. Однако понятие «народная педагогика» шире понятия «семейная педагогика», поскольку включает в себя концентрированный опыт воспитания и обучения детей, сложившийся на протяжении тысячелетий на основе обобщения лучшей педагогической практики многих и многих семей.
Обобщение накопленных на сегодняшний день данных научно-педагогических исследований позволяет нам рассматривать народную педагогику как совокупность педагогических представлений и воспитательного опыта, традиций взаимоотношений и взаимодействий между всеми членами семьи. Зародившись в дописьмен-ный период, народная педагогика наибольшее свое воплощение получила в устном народном творчестве (сказках, пословицах и поговорках, загадках, потешках), обычаях и обрядах, сопровождавших человека на протяжении всей его жизни (родины и крестины, свадьба, новоселье, календарные праздники). Некоторые ее черты мы находим в предметах быта, так или иначе связанных с «выращиванием» ребенка (колыбель, игрушки).
«Дети в семье считались предметом общего поклонения, нелюбимое дитя было редкостью в русском крестьянском быту. Люди, не испытавшие в детстве родительской и семейной любви, с возрастом становились несчастными. Не зря вдовство и сиротство издревле считалось большим и непоправимым горем. Обидеть сироту или вдову означало совершить один из самых тяжких грехов». К сожалению, обидеть даже собственных детей, обречь их на «социальное» сиротство стало возможным для определенной категории современных родителей. Поэтому возрождение гуманных семейных отношений, лучших отечественных традиций воспитания детей представляется сегодня крайне актуальным.
Среди богатого арсенала сложившихся в народе педагогических традиций существуют способы и приемы воспитания у детей оптимизма и жизнерадостности. Это такие качества личности, которые помогают человеку выживать в самых трудных условиях, не терять веры в себя, надеяться на лучшее и стремиться к лучшему.
Проблема воспитания оптимистически настроенного, счастливого человека приобретает особую остроту в наше время с его бурными коллизиями, дисбалансом, падением морального общественного тонуса. Поэтому важно воспитывать в детях определенный «стоицизм» к негативным средовым воздействиям, обеспечивающий сохранение душевного равновесия как «экологически» необходимого для нормального функционирования организма свойства.
Новое в образовании:
Сценарий проведения конкурсной шоу-программы «Ералаш в лагере»
Количество участников: участвуют 6 отрядов. Костюмы, реквизит: каждая команда должна иметь свой «имидж», свое «лицо». Костюмы и реквизит для выступления участники продумывают и изготавливают самостоятельно, но также могут воспользоваться и реквизитом, имеющимся в лагере. костюмы для ведущих. Набор ...
Анализ программы подвижных игр в комплексной программе физического
воспитания начальной школы
Подвижные игры в начальной школе являются незаменимым средством решения комплекса взаимосвязанных задач воспитания личности младшего школьника, развития его разнообразных двигательных способностей и умений. Многообразие двигательных действий, входящих в состав подвижных игр, оказывает комплексное в ...
Анализ комплексных программ
Авторский коллектив: Н.А. Ноткина, Т.И.Бабаева. Раздел: «Растим детей здоровыми, крепкими, жизнерадостными». «Детство» — программа с ярко выраженной гуманистической направленностью. Развитие ребенка понимается как процесс самодвижения, возникновения и преодоления внутренних противоречий. Авторы исх ...