Общение как коммуникативная деятельность детей с нарушением зрения

Педагогика сегодня » Роль речи и общения в формировании навыков ориентировки и мобильности » Общение как коммуникативная деятельность детей с нарушением зрения

Страница 1

Общение - это

основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей.

Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для становления его как личности, развития его самооценки. Учебники скачать бесплатно 11 класс по географии

Для детей с нарушением зрения роль общения возрастает, так как оно является одним из необходимых условий формирования системы компенсации слепоты и слабовидения у детей на ранних стадиях развития.

Исследованиями многих психологов выявлены трудности социализации слепых детей, возникающие, прежде всего из-за отсутствия у них навыков общения.

Дети этой категории не имеют возможности пользоваться выразительными средствами, сам процесс общения становится возможным только с появлением речевых звуков.

У них часто наблюдаются трудности в установлении контактов с окружающими, поддержании процесса общения, что вызвано слабым владением средствами общения, для формирования которых необходимо участие всех анализаторов.

Невозможность дистантного восприятия мимических и пантомимических проявлений собеседника приводит к неадекватному восприятию его реальных характеристик и состояний, а также вызывает трудности формирования правильной речи.

У детей, лишенных возможности дистантного восприятия окружающей действительности, представления о мимике, жестах, пантомимике очень непрочные, расплывчатые, что в значительной мере затрудняет процесс межличностного общения.

Дети с нарушением зрения не могут привлекать к себе внимание партнера, зачастую не знают, как нужно обратиться с просьбой к окружающим. Их высказывания часто остаются незамеченными, так как не были адресованы кому-то конкретно.

Кроме того, у детей наблюдается малая активность при вступлении в контакт и ответах на обращения из-за отсутствия навыков ведения бесед, диалогов, то есть средств речевого общения.

У детей слабо развита мимика лица и жестикуляция, они плохо владеют приемами подражания, дети не воспринимают правильные позы и тем более не могут их воспроизводить, не понимают значения отдельных поз.

Все эти недостатки в развитии указывают на необходимость специального обучения детей с нарушением зрения неречевым и речевым средствам общения. Многие трудности общения зависят от среды, в которой растет ребенок. Как вид деятельности общение нечто большее, чем разговор с партнером.

Коммуникативные умения и навыки в развитии пространственной ориентировки очень велики. Так как общение является одной из составляющих самостоятельной ориентировки и мобильности слепых.

Развитие процесса общения у детей от рождения и до 7 лет происходит " как смена нескольких целостных форм общения" М.И. Лисина выделила четыре формы общения: первая - ситуативно-личностная, вторая - ситуативно-деловая, третья - внеситуативно-познавательная, четвертая - внеситуативно-личностная.

Развитие общения как смена качественно - целостных своеобразных форм коммуникативной деятельности происходит не путем простого накопления средств общения, возникновения новых мотивов и потребностей, а как результат развития психических новообразований.

Исследование роли и функции общения дошкольников с нарушениями зрения в их общем психическом развитии показывает, что оно является необходимым условием формирования системы компенсации слепоты и слабовидения на ранних стадиях развития.

Зрительный дефект вызывает затрудненность общения, заставляя ребенка чувствовать себя отверженным.

А неадекватная самооценка и слабая социальная адаптация приводят к нарушениям процесса межличностного общения. Активная роль взрослого в развитии общения детей с нарушением зрения значительно большая, чем у нормально видящего.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Политехнический принцип
Основные принципы всех процессов производства служат научно-производственной базой политехнического образования. Практическая реализация политехнического принципа в обучении квалифицированных рабочих выдвигает определенные требования к содержанию и методике теоретического и производственного обучен ...

История возникновения программ
Воспитание и обучение в детском саду, осуществляется в соответствии с программой — государственным документом, определяющим цели, задачи и содержание воспитательно-образовательной работы с детьми в дошкольном учреждении. В ней предусмотрена задача всестороннего воспитания дошкольников в соответстви ...

Решение задач методом с «конца». Решение задач на все действия с дробными числами
Вступительное слово учителя. Простейшим примером задачи, решаемой с "конца" может служить игра в лабиринты, нарисованные на бумаге, которые нужно проходить с помощью карандаша. Многие из этих лабиринтов содержат несколько возможных путей, и среди них только один верный путь, который приве ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru