Основная масса учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида состоит их умственно отсталых детей, страдающих олигофренией в степени дебильности. Особенность таких детей – стойкое нарушение познавательной деятельности, проявляющееся в недоразвитии способности отвлечения и обобщения.
Такое недоразвитие сложных форм психической деятельности указывает на неполноценность психики ученика школы VIII вида. Но эта неполноценность проявляется и в том, что наряду с нарушением познавательной деятельности у ребенка имеются также нарушения эмоционально-волевой сферы и личности в целом. Недоразвитие или расстройство любой стороны психики умственно отсталого ребенка выступает не как изолированное выпадение, а составляет целостную картину аномального, атипичного развития всей его психики.
В сложной структуре аномального развития умственно отсталого ребенка необходимо различать первичное и вторичное нарушения. Примером первичного нарушения психики является нарушение элементарных психических процессов: ощущений, восприятий, представлений.
Вторичные нарушения – это недоразвития сложных психических функций и структур: высших форм памяти, мышления, воли, характера, личности в целом. Первичное нарушение возникает под непосредственным болезнетворным влиянием нервно-мозгового заболевания. Вторичное нарушение – следствие атипичного развития как результат органического дефекта. Нарушение элементарных психических процессов вызывает отклонение в этом развитии, ограничивая возможность общения, установление широких связей с действительностью.
Необходимо иметь в виду, что в ходе аномального развития первичный дефект и вторичное нарушение находятся в закономерном взаимодействии между собой.
Дети-олигофрены, имея общую симптоматологию, обладают различными чертами психики, которые отличают их друг от друга. Основной дефект, присущий всем им, - недоразвитие сложных форм познавательной деятельности – выступает на фоне всевозможных других отклонений в развитии психики, вызванных неодинаковым характером нервно-мозговых поражений.
В связи с этим, всю массу учащихся школы VIII вида можно разделить на две группы.
К первой группе относятся практически здоровые дети. Однако их психическое развитие проходит на дефектной основе, образовавшейся в результате ранее перенесенного нервно-мозгового заболевания.
В другую группу входят дети, у которых недоразвитие психических процессов сочетается с какими-либо текущими нервно-мозговыми заболеваниями (эпилепсия, шизофрения и др.).
Психика ученика школы VIII вида, как и психика ученика массовой школы, является продуктом развития. Она не есть нечто заранее данное, неизменяемое. Даже простое наблюдение показывает, что за время пребывания во вспомогательной школе изменяется и развивается психика учеников. Развитие как свойство психики умственно отсталого школьника является важнейшей предпосылкой и в то же время результатом всей коррекционно-воспитательной работы в школе. Физиологической сущностью этого процесса является пластичность нервной системы, присущая умственно отсталому ребенку.
Для выявления «неполноценных» детей в зарубежных странах всех учащихся подвергают специальному «обследованию», которое «определяет» уровень одаренности и умственного развития детей. С этой целью используются так называемые психометрические, стандартизованные тесты, которые представляют собой серию различных вопросов, задач и заданий. Для их выполнения требуются определенные знания, известный уровень культуры и ориентировки.
Новое в образовании:
Этапы реализации программы самообразования
Реализация программы самообразования запланирована мною в срок до 5 лет с разбивкой по годам, с подведением промежуточных итогов и внесением коррективов в ходе работы над темой. 2010-2011учебный год. 2012-2013 учебный год. 2014-2015 учебный год. Направленность на формирование здорового образа жизни ...
Из истории создания дисциплины ПФСС. Интегративный характер и место ПФСС в
комплексе дисциплин предметной подготовки
С момента создания факультетов физического воспитания (в дальнейшем физической культуры, физической культуры и спорта) в педагогических институтах (1946) в учебных планах был факультатив "Повышение спортивного мастерства" (ПСМ), основная задача которого состояла в повышении уровня спортив ...
Влияние занятий графическими материалами на процесс развития
художественно-творческих способностей детей 5-6 лет
Для выявления и развития художественно-творческих способностей с помощью рисования графическими материалами у детей 5-6 лет была проведена исследовательская работа на базе ДОУ № 16 «Колокольчик» г. Железноводска, в старшей группе «Капитошка». В этой возрастной группе дети переживают период активног ...