Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении

Педагогика сегодня » Психологические особенности обучения детей с легкой степенью олигофрении

Основная деятельность детей младшего школьного возраста – учеба, в процессе которой происходит развитие познавательной сферы ребенка и его личности в целом.

В психологии «учебная деятельность» трактуется как деятельность человека, направленная на овладение способами предметных и познавательных действий. Данный вид деятельности является особой формой социальной активности личности и выполняет 2 функции.

Во-первых, учебная деятельность – это условие и средство психического развития индивида, обеспечивающее усвоение знаний.

Во-вторых, служит основным средством включения учеников в систему общественных отношений.

С точки зрения современной психолого-педагогической науки процесс вхождения ребенка в школьную среду сопровождается сменой ведущей деятельности и социального окружения и рассматривается как период школьной. Эффективность его обусловлена субъективными факторами (объем и характер знаний, направленность интересов, эмоционально-волевые качества и другие характеристики личности), создающими основу индивидуальной адаптации.

Психическая неполноценность учеников специальной (коррекционной) школы VIII вида обнаруживается в недостатках интеллекта и в недоразвитии личности как сложной совокупности психических свойств, в частности, в отношении учащихся – олигофренов к учебной деятельности.

Различная структура дефекта у детей с нарушением интеллекта обуславливает появление специфических трудностей в удовлетворении потребности познания и самоутверждения, вследствие чего возникают и разные отношения к учению. Поэтому формирование положительного отношения к учению у детей – олигофренов требует знания педагогом индивидуальных особенностей каждой из групп аномальных детей и учета факторов, способствующих формированию положительного отношения к учению.

В ходе исследования освещены те стороны психического развития умственно отсталого ребенка, на которые специально воздействует воспитание, и те, на которые направленно обучение. Ведь воспитатель, формирующий нравственный облик и характер ученика, особенности свойства его личности как в процессе обучения, так и в процессе воспитания, имеет дело не только с эмоционально-волевой, но и с интеллектуальной сферой психики. То же самое можно сказать и о преподавателе. Иначе и быть не может, ибо, как справедливо подчеркивал А.С.Макаренко, «человек не воспитывается по частям».

Единство и целостность развития личности ученика требуют единства и целостности подхода как к обучению, так и к воспитанию. Об этом всегда должен помнить педагог.

Объект исследования.

Учащиеся 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Предмет исследования.

Особенности учебной деятельности учащихся 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида и процесс ее формирования.

Цель исследования.

Изучение особенностей учебной деятельности, отношения к школе учащихся 1-го класса специальной (коррекционной) школы VIII вида и определение оптимальных путей ее формирования.

Задачи исследования.

1. Изучить психолого-педагогическую литературу по теме исследования.

2. Изучить мотивы учения, эмоциональное отношение к школе, внутреннюю позицию учащихся.

3. Разработать методические рекомендации по формированию учебной деятельности учащихся 1-го класса специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Гипотеза исследования.

У учащихся изучаемой группы преобладает мотив получения отметки и учебный мотив, эмоционально положительное отношение к школе преобладает над эмоционально отрицательным, наиболее эмоционально значимыми сторонами жизни школы является отношение с учителем и получение отметки, внутренняя позиция школьника сформирована не в полном объеме.

Методы исследования:

1. Анализ литературы по теме исследования.

2. Организационные методы (сравнительный).

3. Эмпирические методы (опрос, эксперимент).

4. Методы статистической обработки результатов исследования.

Теоретическая значимость исследования

определяется тем, что его результаты позволяют расширить и углубить научные представления об особенностях учебной деятельности у учащихся младших классов специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Практическая значимость исследования

заключается в разработке содержания и в определении основных путей коррекционно-педагогической работы, способствующей более эффективному формированию учебной деятельности. Разработанные методические рекомендации могут быть полезными учителям, воспитателям, психологам специальных (коррекционных) школ VIII вида.

Структура и объем выпускной квалификационной работы.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка, приложений и включает 9 таблиц.


Новое в образовании:

Лингвометодические основы обучения орфографии
Слово « орфография» состоит из двух греческих слов orhos (прямой, правильный) и grapho (пишу), что означает «правильное написание». Орфография – это система правил, устанавливающая единообразное написание слов и их форм (Толковый словарь Ожегова). Это исторически сложившаяся система написаний, кото ...

Сущность сиротства, его причины и пути преодоления
В настоящее время в обыденной речи и в теоретических исследованиях широко используются два понятия - сирота (сиротство) и социальный сирота (социальное сиротство). Дети-сироты - это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота - это ребенок, который и ...

Средства презентации лексики
В методической литературе получил освещение ряд вопросов, связанных с работой над лексикой, в частности способы раскрытия значений ЛЕ. Однако наблюдения за педагогическим процессом обучения ИЯ показал, что проблемы в формировании лексических навыков, необходимых для говорения все же существуют. В в ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru