Наиболее эмоционально значимыми для учащихся 1-го класса являются отношения с учителем (63,6%) и отметка (45,5%), то есть настроение ребенка зависит от того, каким образом складываются взаимоотношения между учителем и учащимся, какую отметку ему поставят в школе.
Менее значимыми в эмоциональном плане являются ситуации, в которых причиной хорошего или плохого настроения является наличие или отсутствие уроков, болезнь учителя, его приход или переход в другую школу, а также посещение школы (9,1% в категориях ответов «учитель - уроки» и «прочее»).
Таким образом, на первом месте у учащихся находится непосредственное отношение с учителем. На втором – получение отметки. Меньшую позицию занимает учитель (его приход, переход в другую школу, болезнь), наличие или отсутствие уроков, посещение школы.
Изучение эмоционального отношения к школе.
Проведя исследование в плане изучения эмоционального отношения к школе в группе учащихся, определились следующие результаты. В характеристиках дошкольника больше преобладают отрицательные прилагательные: 6,8 – средний результат на группу исследуемых. По положительным прилагательным средний результат: - 2,9.
В характеристиках же школьника иначе: 7,8 – показатель положительных прилагательных; 4,0 – показатель отрицательных прилагательных (Приложение 5).
Следовательно, можно сделать вывод, что эмоционально-положительное отношение к школе преобладает над эмоционально-отрицательным у учащихся 1-го класса специальной (коррекционной) школы.
Изучение новой внутренней позиции.
Анализ осуществлялся в 4-х направлениях:
1.Общее отношение к школе и учению.
1.1. 64% учеников имеют положительное отношение к поступлению и пребыванию в школе, продемонстрировав данный факт отказом от предполагаемого отпуска или отсрочки; 36% учащихся согласны с предлагаемым отпуском или отсрочкой от школы, то есть они не имеют положительного отношения к поступлению и пребыванию в школе.
1.2. У 45,5% учащихся обнаружены школьно-учебные ориентации в ситуации необязательного посещения школы, то есть у них сформировано чувство необходимости учения; 54,5% учащихся не имеют чувства необходимости учения в случае необязательного посещения школы.
2. Ориентация на новое, собственно школьное содержание занятий.
2.1.54,5% учащихся проявили отказ от школы, лишенной школьно-учебного содержания; 45,5% учащихся наоборот согласны обучаться в школе, в которой занятия грамоте и счету заменены уроками художественно-физкультурного цикла.
2.2. 45,5% учащихся предпочитают уроки грамоты и счета «дошкольным» видам деятельности и другому времяпрепровождению в школе, а 54,5% учащихся предпочитают заниматься рисованием, пением, физкультурой, трудом, играми на переменах, прогулками и т.д., то есть склонны к «дошкольным» видам деятельности.
2.3. 9,1% учащихся имеют содержательное представление о подготовке к школе. Но большинство - 90,9% не имеют данного представления.
3. Ориентация на новые, собственно школьные нормы организации деятельности.
3.1. 64% учащихся предпочитают коллективные классные занятия; 36% предпочитают индивидуальные занятия.
3.2. 64% учащихся отдают предпочтение школе, в которой обязательно соблюдение правил школьной дисциплины. Для 36% учащихся привлекательными являются школы, где соблюдение дисциплины не обязательно.
3.3. 45,5% учащихся как форму учебной работы предпочитают отметку другим видам поощрения; 54,5% учащихся отдают предпочтение игрушкам и сладостям как форме учебной работы.
4. Признание авторитета учителя.
4.1. 54,5% учащихся предпочитают учителя видеть в школе на уроках, то есть проявляют несогласие на его замену родителями; 45,5% учащихся согласны на замену учителя родителями, то есть не признают авторитет учителя в школе (Приложение 6).
Таким образом, можно сделать вывод о том, что новая внутренняя позиция школьника у детей исследуемой группы сформирована не в полном объеме к моменту проведения исследования.
Новое в образовании:
Социальная сущность игры
Естественноисторической основой возникновения и развития игры является труд. В первоначальном виде игры являлись частью синкретического искусства первобытного общества, которое отражало трудовые и бытовые действия человека. Они были неразделимы с пением, танцами, музыкой. По мере совершенствования ...
Понятие коммуникативная компетентность
Наиболее часто формулируемая проблема заключается в несоответствии содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации». Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда. C.Е. Шишов связывает компетентностный по ...
Программы “Графический редактор для младших школьников”
Она позволяет рисовать и конструировать рисунки на экране дисплея, сохранять полученные изображения на диске. В качестве “карандаша” могут выступать различные фигуры: точки, круги, полукруги, треугольники, резинки. Редактор располагает следующими возможностями Выбор карандаша (F1-поис вперед, F2-по ...