В последних исследованиях зарубежных специалистов в области профессиональной подготовки и повышения квалификации, а также ведущих западных социологов, психологов, педагогов подчеркивается, что большинством молодых людей ХХI в. практически утеряна основная часть полезных семейных и бытовых навыков. В зарубежных исследованиях их еще называют «базовыми, житейскими, коренными». «Хуже стали готовить обед, разучились шить, некому починить протекающий кран .», – с сожалением констатирует известнейший французский социолог О. Галлан.
Причиной существующих проблем большинство западных исследователей называют неумение значительного числа педагогов осуществлять профессиональную деятельность, соответствующую современной ситуации и проблемам в социуме, социальным обстоятельства.
Действительно, неадекватная конкретная профессиональная реакция на разнообразие условий и обстоятельств образовательной деятельности демонстрирует несформированность профессиональной компетентности учителя, требует включения, в перечень известных педагогических компетенций компетенции, необходимые для решения специфических педагогических ситуаций трудовой (технологической) деятельности.
В зарубежной педагогической практике, а затем и в теории проблема наличия таких компетенций у учителей, а также необходимости формирования аналогичных компетенций у школьников возникла еще в начале ХХ в., хотя вопросы использования трудовой деятельности в процессе обучения молодежи нашли отражение гораздо раньше, начиная с XVI в. в трудах выдающихся мыслителей прошлого.
Скандинавские страны (Швеция, Финляндия, Дания) являются общепризнанными родоначальниками европейской традиции обучения ручному труду. Историческая приверженность к домашнему кустарному промыслу народов северной Европы сохранилась и приумножилась, несмотря на развитие машинного производства. Именно благодаря идее возрождения народного прикладного искусства и развития мануальных умений у молодежи в школах скандинавских стран получило широкое распространение обучение слойду (от шведского slog – ловкость пальцев). В начале ХХ в. слойд, как обязательный предмет школьного обучения, приобретает новое качество благодаря исследованиям А. Абрахамсона, О. Саломона, А. Миккельсена, которые в своих работах и практической деятельности обосновали положительное влияния приобретенных умений и навыков работы с различными инструментами и материалами, изготовление предметов быта и ремесленных орудий на умственные способности и характер учащихся. Более того, ученые доказали, что уважение к физическому труду, добросовестность и упорство в достижении цели, чувство формы и эстетический вкус, все это полезные в жизни личностные качества молодого человека, приобретаемые благодаря слойду.
Необходимость формирования «технических, политехнических, утилитарно-технических, прагматических, трудовых» компетенций во французской педагогической традиции получает осязаемое законодательное оформление в законе Астье от 25 июля 1919 г. Именно тогда профессиональное образование становится составной частью образовательной системы страны, а получение дополнительных к основному образованию умений и навыков, необходимых для дальнейшей профессиональной деятельности, стимулирует создание наряду с профессиональными школами бесплатных и обязательных профессиональных курсов для учеников и подмастерий промышленных и торговых предприятий. Данное направление успешно развивалось на протяжении практически целого века, основными аргументами этого развития являлась установка на решение проблемы подготовки специалистов для промышленных предприятий. Введение трудового обучения в программы общеобразовательных школ, организация профориентационной работы, развитие средств технических средств обучения являлись традиционными путями решения проблемы на протяжении почти столетия. Актуальны и сегодня слова основоположника западной теории трудового обучения П. Берта, определившего век назад цели трудового обучения чрезвычайно близко проблематике нашего исследования: «Мы не требуем, чтобы школа стала профессиональным учебным заведением, мы полагаем, что оттуда выйдут не слесари, не виноградари, но мы думаем, что обучение не должно оставаться чисто теоретическим и что проблема практического применения знаний в различных областях промышленности должна занять важное место в процессе обучения…». В задачи трудового обучения в школе также входит выявление начальных профессиональных навыков и формирование начальных профессиональных умений. Реализация именно этих задач являлась основополагающей в осуществлении мер по организации профориентационной деятельности среди молодежи.
Новое в образовании:
Анализ состояния проблемы в практике дошкольного воспитания
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач был проведен педагогический эксперимент, который включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Экспериментальная работа проводилась на базе дошкольного учреждения УПК « Приднепровский » Рогачёвского района . В эксперименте бы ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи
третьего уровня
Общим недоразвитием речи у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстает от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. При этом типичными являются отклонен ...
Л.П. Стрелкова «Печальная история о том, как оторвали Мишке
лапу»
Проснулся Данилка рано. Солнечный Зайчик был рядом. Настроение прекрасное, можно сказать, праздничное. Хотелось скорей поговорить с мамой, позавтракать и отправиться гулять. Данилка прислушался: в квартире было тихо. «Неужели еще спят?» — расстроился мальчик. Сейчас я подниму всех, — обратился он к ...