Зарубежный опыт подготовки педагогических работников для осуществления технологического образования молодежи

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Зарубежный опыт подготовки педагогических работников для осуществления технологического образования молодежи

Страница 3

Некоторые составляющие данной системы, их структурная, содержательная и функциональная логика может быть интересной и полезной для аналогичного использования в отечественной практике.

Например, в системе среднего образования Франции существует понятие профессиональная подготовка, позволяющая молодежи (с 16 лет) обучаться ремеслу в профессиональных лицеях, или же в Центрах подготовки подмастерьев или же частным образом у мастера производственного обучения. Обучение, продолжающееся 2 года, включает в себя общеобразовательную (14–16 часов в неделю) и профессионально-технологическую подготовку (12–17 часов в неделю), а также производственные практики. Аттестат или сертификат профессиональной подготовки (САР) является государственный дипломом, подтверждающим профессиональную подготовку квалифицированного рабочего или служащего в определенной области промышленного производства, сельского хозяйства, искусства, в сфере услуг.

Чтобы пойти дальше в совершенствовании трудовых компетенций, французский школьник может продолжать обучение профессии и готовиться к получению свидетельства профессионального обучения (ВЕР), который подтверждает профессиональную квалификацию рабочего или служащего в области автомобильного, текстильного производства, электроники, электротехники, переработки вторсырья, торговли и услуг, секретарского обслуживания, ведения коммерческой документации, социо-медецинской деятельности, сельского хозяйства и т. д. (всего существует около 30 разновидностей ВЕР). Обучение профессии построено аналогично САР, но имеет более плотный график (до 22 часов в неделю профобучения и столько же общеобразовательной подготовки). Первостепенную роль в процессе итоговой аттестации играют оценки за различные производственные практики, когда учащиеся выбирают свой дальнейший путь в профессии: либо начать самостоятельную трудовую жизнь, либо продолжить трудовое обучение для получения профессионального или технологического дипломов бакалавра, дипломов высшего техника, что открывает дорогу в систему высшего образования.

Наряду с дипломами, подтверждающими профессиональную квалификацию и открывающими дорогу на рынок труда, французские школьники могут получить, например, свидетельство (В2i), подтверждающее высокий уровень компетенции учащегося в области использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе. А свидетельство техника (ВТ) подтверждает наличие комплекса практических знаний в технической области, к получению которого готовят в старшей средней школе.

Полученные трудовые компетенции в условиях развития новых технологий позволяют их обладателям занять промежуточное положение между техническими сотрудниками с высшим специальным образованием и квалифицированными рабочими.

А теперь обратимся к проблеме подготовки педагогических кадров, осуществляющих профессиональную деятельность в области формирования трудовых технологических компетенций у учащихся французской школы. И решение ее зависит главным образом от нескольких составляющих: уровня после среднего образования будущего учителя, прохождения специального сертифицирования.

Если не вдаваться в подробности сложного механизма подготовки учителей во Франции стране, то идеальная схема подготовки учителя технологии такова:

1) технологический бакалавр как основа для получения высшего профессионального образования;

2) 2 года обучения в высшем учебном заведении с получением соответствующего диплома или ВТS;

3) обучение в институте профессиональной подготовки учителей (IUFM) в течение 2 лет, где первый год отведен на фундаментальную теоретическую подготовку по выбранной специальности и трехнедельную педагогическую практику под руководством преподавателя института, а второй год целиком посвящен профессионально-педагогической подготовке.

4) прохождение конкурса на получение диплома, свидетельствующего о подготовке к преподаванию в лицее, в том числе в технологическом или профессиональном (CAPES: CAER-CAPET; CAPLP).

Опыт Германии, традиционно ценный для России, представляется нам интересным в связи тем, что уже в начале XIX в. там началась трудовая подготовка школьников по специальным программам, которая продолжала богатые ремесленнические традиции страны. Основоположником теории развития трудового обучения в Германии считается Г. Кершенштайнер, обосновавший в начале ХХ в. в своих трудах значимость сформированных технических умений для успешной самостоятельной жизни молодого человека в новых социально-экономических условиях. С учетом переориентации техники и производства трудовое обучение в Германии со второй половине ХХ в. рассматривается не как ремесло, а как изучение техники, предполагающее формирование технического мышления через анализ и оценку технических объектов, проведение технического эксперимента, создание действующих моделей. Данный подход стимулировал постановку более сложных задач процесса обучения техники, среди которых наиболее значимыми являлись:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Особенности школьного туризма
В школьном туризме (в противоположность семейному) действуют две стороны – участвующая (школьники) и организующая, содействующая (администрация, учителя школы). По этому признаку школьный туризм занимает промежуточное положение между плановым и самодеятельным туризмом. У школьников и у учителей отн ...

Особенности усвоения биологического материала учащимися вспомогательной школы
Учение о живой природе является частью человеческой культуры. Значительна роль биологии в формировании мировоззрения, в осознании человеком своей роли в окружающем мире. Изучение биологии формирует научное мышление каждого человека и помогает в познании окружающего мира. Развитие биологии обусловле ...

Техника анализа урока
Директор школы разбирает урок: "Урок мне понравился. Объяснение было увлекательным, интересным, ученики слушали внимательно. Чувствуется хорошая научная подготовка учителя. Отпеты учащихся были неплохие, особенно К. Талантливый парень, привлекал дополнительную литературу. Пожалуй, С. вы занизи ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru