Зарубежный опыт подготовки педагогических работников для осуществления технологического образования молодежи

Педагогика сегодня » Технологическая подготовка будущих учителей в контексте парадигмальной трансформации образования » Зарубежный опыт подготовки педагогических работников для осуществления технологического образования молодежи

Страница 4

– ознакомление учащихся с миром труда и профессий;

– обеспечение их базовыми знаниями в области техники, экономики и домоводства;

– формирование представлений об основных производственных процессах, организации труда, проблемах занятости, возможных путях профессионального обучения.

Таким образом, исторически сложившаяся традиция технологического обучения в Германии обусловила одну из важнейших задач современной трудовой подготовки молодежи в стране. Суть ее состоит в формировании «ключевых квалификаций» – абстрактного и творческого мышления, умений планирования, анализа сложных связей и экономического анализа, навыков коммуникации и общения.

Усложнение задач трудового обучения в Германии потребовало совершенствования подготовки специалистов, учителей труда и технологии. Поэтому с 60-х гг. ХХ в. она осуществляется преимущественно в высших учебных заведениях (университетах). По окончании вуза выпускникам присваивается квалификация Т5 – Учитель для второй ступени II (профобучение в старших классах общеобразовательных школ и гимназий) или для профессиональных училищ. Подготовка учителей разделена на две фазы – учебу в университете или приравненном к нему вузе (9 семестров) и длительную профессиональную практику от 1 года до 2 лет (Vorbereitungsdienst), проходящую в учебных заведениях неуниверситетского сектора (Ausbildungs- und Studienseminar) и прикрепленных к ним школах. Каждая фаза завершается сдачей государственного экзамена (die erste und die zweite Staatsprüfung), который проводится государственными экзаменационными органами, находящимися в ведении Министерств образования региональных субъектов.

В некоторых регионах Германии существует также специализированная подготовка учителей профобучения на базе неполного среднего образования (после успешного окончания реальных школ и училищ). В особенности это касается таких направлений как ручной труд, домоводство, рукоделие. Программы подготовки учителей труда в данном случае реализуются в средних специальных педагогических учебных заведениях и предполагают прохождение обучения в течение 3–4 лет. Выпускники имеют право преподавания на начальной и первой средней ступени общеобразовательной школы.

Общая структура учебных планов подготовки учителей труда и технологии такова:

50% – углубленное изучение профессионального направления;

25% – психолого-педагогические дисциплины и методика преподавания предмета;

25% – общеобразовательный предмет или второе профессиональное направление (как дополнительная специализация) в зависимости от региона и учебного заведения.

Особенностью подготовки учителей профобучения в Германии является ориентация учебных планов не на конкретную учебную дисциплину (как для учителей общеобразовательных предметов), а на профессиональное направление, которое рассматривается как кластер (совокупность) специальностей в рамках общей профессиональной области. В 1995 г. на федеральном уровне были определены три приоритетные сферы для подготовки учителей труда и технологии: техника, коммерческая деятельность и социальное обеспечение/здравоохранение, которые подразделяются на 16 профессиональных направлений: металлообработка; электротехника; строительство; деревообработка; текстильное производство и изготовление одежды; химия/физика/биология в производственных процессах; полиграфия; колористика и дизайн интерьера; конструирование; экономика и менеджмент; гигиена; фитнесс; кулинария и домоводство; сельское хозяйство; социальная педагогика; патронаж и уход за больными.

Основные модели подготовки учителей труда и технологии сложились в Германии в 20-х гг. ХХ в. и существуют до настоящего времени. Их условно можно обозначить как «специалист», «педагог» и «педагог профессионального обучения».

В модели «специалист» доминирует научно-технический аспект подготовки, опирающейся на концепцию инженерного знания и следующей логике изучения технических дисциплин. Такие образовательные программы реализуются преимущественно в высших учебных заведениях технического профиля – Technische Hochschulen, Technische Universitäten (например, в таких регионах как Саксония, Баден-Вюртемберг и др.).

В модели «педагог» подготовка учителей труда и технологии следует основным принципам дидактики, акцентируя внимание на изучении психолого-педагогических дисциплин и методики преподавания предмета. Данная модель лежит в основе образовательных программ большинства педагогических факультетов университетов (например, в Тюрингии, Гамбурге и других землях).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Новое в образовании:

Формы межпредметных связей и методика их реализации
В опыте вспомогательной школы лишь очень немногие учителя пытаются установить межпредметные связи начального курса географии с другими учебными предметами. Обычно это осуществляется в форме очень краткого напоминания: «Вы изучали по естествознанию ." и т.д. Большинство учителей не уделяют этом ...

Работа с компьютером в классе и ее эффективность для изучения немецкого языка
Способность детей замещать в игре реальный предмет игровым с переносом на него реального значения, реального действия лежит в основе способности осмысленно оперировать символами на экране компьютера. При этом компьютерные игры не должны заменять обычные, а дополнять их, обогащая педагогический проц ...

Проектирование коллекции по мотивам русского народного костюма для театра моды "Юный модельер"
Задачей модельеров одежды в настоящее время чаще всего является разработка образцов моделей для тиражирования в промышленности. Кроме того, новые модные стили и направления требуют от промышленности регулярного обновления ассортимента выпускаемых изделий, как правило, в ритме сезонной моды. Поэтому ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru