Механизм самоорганизации образовательной среды

Педагогика сегодня » Образовательная среда педагогического университета » Механизм самоорганизации образовательной среды

Поскольку предметом рассмотрения является моя образовательная среда педагогического университета как образовательного учреждения, то она, конечно, особым образом организуется. Другое дело, насколько осознанно и обоснованно это делается. Вместе с тем, очевидно, что в ней существуют и механизмы самоорганизации, которые, однако, не могут рассматриваться как главные.

Во-вторых, образовательная среда рассматривается как система элементов, изучение которой предполагает выявление связей этих элементов, выделение различных их структур и т.д., при втором подходе ее исследование неизбежно связано с категориями, принципиально не поддающимися строгому логическому описанию, но реально присутствующими в сфере, представляющей гуманитарную культуру человека (к ним, например, относятся такие категории, как атмосфера, дух, комфортность).

Исходя из этого, целесообразно использовать оба подхода как обогащающие друг друга и позволяющие представить рассматриваемое явление целостно.

Реализация намеченного плана требует хотя бы пунктирного описания общей концепции гуманитаризации педагогического образования как той теоретической базы, которая позволяет выделить существенные признаки образовательной среды педагогического университета как гуманитарной.

Концепция гуманитаризации педагогического образования исходит из общей идеи гуманитаризации образования вообще. Она состоит в том, что образование прежде всего должно решать задачу раскрытия смысла бытия человека в мире через понимание характера и способов его взаимодействия с этим миром. Главная цель - предназначение образования в современной гуманитарной парадигме состоит в осмыслении человеком своего места в мире, в овладении способами взаимодействия с ним. В конечном счете речь идет о восприятии образования как личностно-значимой ценности. При этом в расширяющемся процессе овладения различными способами взаимодействия с миром происходит обогащение, развитие личности обучающегося.

Идея гуманитаризации образования раскрывается и через общие подходы к его осуществлению.

Имеются в виду: во-первых, реализация полисубъектного и индивидуально-творческого характера образовательного процесса, когда само содержание обучения и способы его усвоения строятся на основе осмысления предшествующего опыта обучающихся, удовлетворения жизненно-значимых для них образовательных потребностей; во-вторых, создание условий для построения индивидуального образовательного процесса как процесса присвоения и созидания субъективно нового знания, а также способов его получения.

Гуманитарная идея в педагогическом образовании имеет определенную специфику, которая состоит в том, что эта идея получает здесь дополнительную межличностную окраску. В качестве особой ценности образования рассматривается взаимодействие с другими людьми, в ходе которого происходит личностное взаимообогащение и развитие. В связи с этим особого осмысления в педагогическом образовании с ценностно-смысловой и технологической точек зрения требует процесс трансляции (передачи) социального опыта от одного человека к другому.

Другими словами, здесь речь идет не только о процессе самоопределения человека в окружающем мире, но и о процессе определения в этом мире или образования (понимаемого, прежде всего, как развитие) другого человека. Нужно заметить, что оба эти процесса имеют в педагогическом образовании не только общекультурную, но и профессиональную окраску, поскольку в педагогическом университете образовательный процесс в силу его общей гуманитарной направленности является составляющей процесса профессионального становления.

Приведенные идеи, обусловливающие гуманитарный характер педагогического образования в современном его понимании, реализуются через определенный набор характеристических признаков образовательной среды, которая создается в педагогических учебных заведениях, в первую очередь, в педагогическом университете. Остановимся на наиболее значимых из них.


Новое в образовании:

Цель, задачи, методика констатирующего эксперимента
Передача содержания прочитанного или прослушанного литературного произведения включает в себя восприятие, понимание прочитанного, его запоминание и речевое оформление. Процесс сжатого пересказа является сложным процессом для учащихся общеобразовательной школы, тем более он вызывает большие затрудне ...

Исследование особенностей внимания младших школьников на практике
Для изучения особенностей внимания младших школьников была проведено исследование. В качестве цели исследования было определено изучение особенностей внимания младших школьников. Задачи изучения: 1. Разработать программу исследования (проведение организационной работы по выбору испытуемых, выбор ме ...

Эмоционально-нравственное воспитание детей дошкольного возраста
В данный период происходит дальнейшее интенсивное развитие психической, физической и личностной организации ребенка. Развиваются внутренние органы, увеличивается мышечная масса, вес мозга, усиливается регулирующая роль коры больших полушарий. Все это создает необходимые условия для психического и л ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru