В 1972 году все школы перешли на новые программы с использованием ППД. К этому времени под руководством С.А. Зыкова были созданы методические пособия, разработки уроков по ППО, велась работа по созданию учебников нового поколения. К настоящему времени собран большой материал по методике и организации проведения предметно – практического обучения.
Использование предметно – практической деятельности способствует решению следующих значимых в трудовом воспитании глухих младших школьников составляющих.
Формирование различных трудовых умений и навыков.
Умение определять порядок трудовых действий, необходимые для работы материалы и инструменты, размечать детали и др.; умение обрабатывать материал, собирать и монтировать изделия, отделывать детали; навыков культуры и организации труда.
Разносторонне воспитание личности.
На уроках предметно – практического обучения создаются благоприятные возможности для воспитания у младших глухих школьников психологической и практической готовности к труду, для формирования таких качеств, как трудолюбие, дисциплинированность, настойчивость, упорство, эстетического восприятия.
В ходе предметно практической деятельности школьник испытывает необходимость постоянно вступать в определенные взаимоотношения с учителем, со сверстниками, что имеет огромное значение в становлении его личности.
Планомерное развитие мышления глухих детей.
Любая практическая деятельность, обязательно включает в себя восприятие и анализ объекта, деление его на части и выделение среди них главных и второстепенных, сравнение их между собой. Кроме того, на этих уроках создаются благоприятные условия для развития логического мышления, для обучения глухих школьников речевому планированию своей предметно – практической деятельности (определение последовательности операций, необходимых материалов и инструментов, рациональное использование времени, распределение объема между участниками труда).
Значение предметной деятельности раскрывается психологическими исследованиями и, в частности, теорией стадийного развития мышления ребенка. Так, П. Я. Гальперин отмечает: "Одно и то же значение должно пройти ряд форм от начальной, внешней и предметной до заключительной, умственной, понятийной". Следовательно, прежде чем подняться до понятийных обобщений, к чему мы стремимся начиная с первых дней обучения детей в школе, они должны пройти несколько стадий, начиная от внешне выраженной, предметно – практической, и лишь в результате длительной работы могут возвыситься до понятийного мышления .
Как считал Л.С. Выготский, процесс развития понятий или значений слов требует развития целого ряда функций, как произвольное внимание, логическая память, абстракция, сравнение и различение и т.д.
Обучение языку как средству общения.
Решение этой задачи происходит в естественных речевых ситуациях. В коллективной работе по изготовлению изделий у учащихся появляется необходимость в назывании предметов, действий, потребность обратиться к учителю, к своему товарищу с просьбой, вопросом, выразить свое отношение к работе. В подготовительном классе они начинают осознавать необходимость словесных контактов. Не попросишь бумагу – не сможешь работать, как все товарищи; не скажешь, что выполнил задание, - не получишь разрешения работать дальше и т. д. Понимание значения речи, умение ею пользоваться затем переноситься на другие ситуации, совершенствуется на других уроках. Таким образом закладываются основы развития речи.
Можно себе представить положение ученика, для которого слово существует в отрыве от дела, не служит средством, направляющим действие. Для преодоления такого порока возможен только один путь – это соединение обучения с предметной деятельностью. При обучении с опорой на предметную деятельность подобного разрыва не отмечается. Это значит, что для школьников слово становится средством, организующим их деятельность. С.А Зыковым и научным коллективом по его руководством, предметно – практическая деятельность как средство обучения языку, выделенная в отдельный учебный предмет преобразило весь учебно – воспитательный процесс в школе первого типа. Если в начале творческого пути С.А. Зыкова, обучение языку было лишь частной методикой первоначального обучения, то в конце жизни ученого методика обучения языку на основе предметно практической деятельности глухих детей, имеющая теоретическое, экспериментальное обоснование, методическое обеспечение, являлась основой новой дидактической системы обучения, обеспечивающей детям неполное среднее образование.
Формирование житейских понятий в качестве основы для трудового обучения и воспитания. С житейскими понятиями столкнулись при изучении взаимодействия предметов начального обучения .
Новое в образовании:
Роль и актуальность знакомства с родным городом как средства
патриотического воспитания
В последнее время чрезвычайно актуальной стала проблема патриотического воспитания детей. Россия переживает один из не простых исторических периодов. За последние годы в стране произошли большие перемены. Но как бы не менялось общество, мы не должны переставать любить свою Родину, как мать любит св ...
Познавательный и творческий характер проектной деятельности школьников
В основу разработки проектной деятельности положены идеи американского педагога и философа Джона Дьюи. Он в своей концепции содержания образования одним из первых пропагандировал и реализовывал разработку содержания образования, наблюдая за интересами и потребностями ребёнка, учитывая его сегодняшн ...
Изучение творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста
Исследование проводилось в средней группе №13 и подготовительной группе №6 центра развития ребёнка детского сада «Теремок» №9. Изучение уровня творческого воображения проводилось с помощью методики О.М. Дьяченко «Дорисовывание фигур». Результаты представлены в приложении 1,2. Из таблицы №1 видно, ч ...