Понятие коммуникативная компетентность

Страница 1

Наиболее часто формулируемая проблема заключается в несоответствии содержания современного образования «потребностям современной экономики и цивилизации». Компетентностный подход - это попытка привести в соответствие массовую школу и потребности рынка труда. C.Е. Шишов связывает компетентностный подход с «идеей открытого заказа на школьное образование» и говорит о том, что «впервые в числе таких заказчиков начинают обсуждаться фигуры бизнесменов, предпринимателей, политиков и тому подобное — всех тех, кто разговаривает на языке компетентностей. Таким образом, идея компетентностного подхода для современной школы - это, прежде всего, идея открытого заказа на содержание образования».

Анализ опубликованных материалов по проблеме модернизации показывает, что в качестве основных единиц обновления содержания образования рассматриваются компетентности и компетенции.

Компетентностный подход - один из тех подходов, которые противопоставлены «знаниевому» в понимании, рассмотренном выше, один из тех, в которых осуществляется попытка внести личностный смысл в образовательный процесс.

И.Д. Фрумин, говоря о компетентностном подходе, противопоставляет его не какому-нибудь другому, а бессмысленности: «Для отечественной школы не стоит выбор: отказаться от фундаментальности в пользу прагматичности. Выбор сегодняшний, увы, состоит в том, чтобы отказаться от начетничества и бессмысленности в пользу практичности».

Для понимания сути компетентностного подхода важно различать личностное знание и вербализованную, объективированную, «ничью» информацию. «Личностное знание, равно как и личностное понимание, представляет собой не только использование усвоенного, прочитанного в качестве некоторой «ценности», но знание и понимание в смысле участия понимаемого в своей жизни». Компетентностный подход противостоит не знанию, а распространенной иллюзии, что запомненное, выученное и есть знание.

Компетентностный подход в определении целей и содержания общего образования не является совершенно новым, а тем более чуждым для российской школы. Ориентация на освоение умений, способов деятельности и, более того, обобщенных способов действия была ведущей в работах таких отечественных педагогов и психологов, как М.Н. Скаткин , И.Я. Лернер, В.В. Краевский, Г.П. Щедровицкий, В.В. Давыдов и их последователей. В этом русле были разработаны отдельные учебные технологии и учебные материалы. Однако данная ориентация не была определяющей, она практически не использовалась при построении типовых учебных программ, стандартов, оценочных процедур.

Работы С.Т. Шацкого и его последователей, теория и практика развивающего обучения Эльконина-Давыдова были фактически предтечами компетентностного подхода. Близкие идеи разрабатывались дидактической школой Скаткина-Лернера-Краевского, где в содержание образования были введены как самостоятельные компоненты опыт творческой деятельности и опыт эмоционального отношения. Иными словами, ими была предложена идея опыта как самостоятельного образовательного результата, наравне со знаниями и умениями". В этой идее содержится интуиция овладения целостным инструментом воспроизводства деятельности.

О человеке можно сказать что «он компетентен в чем-либо», тогда, когда он продемонстрировал, что он может справиться с решением какой-либо задачи/проблемы (круга задач/проблем). То есть компетентность - это характеристика, даваемая человеку в результате «оценки эффективности/результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/проблем. Не следует противопоставлять компетентности знаниям или умениям и навыкам. Понятие компетентности шире понятая знания, или умения, или навыка, оно включает их в себя (хотя, разумеется, речь не идет о компетентности как о простой сумме знания-умения-навыки, это понятие несколько иного смыслового рода).

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Ситуативная обусловленность обучения говорению
Успешность устного общения зависит: 1) от наличия желания вступить в контакт, т.е. реализовать возникшее речевое намерение, позволяющее установить взаимопонимание с другими людьми; 2) от степени владения структурно-системными образованиями на разных уровнях языка и от умения употреблять их в соотве ...

Выявление уровня сформированности культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Для участия в дальнейшем исследовании нами было отобрано 2 группы детей по 4 человека в каждой. Одну группу мы определили как экспериментальную, а другую как контрольную. Цель констатирующего эксперимента: изучить объем и уровень сформированности навыков и умений и определить условия воспитания кул ...

Познавательный и творческий характер проектной деятельности школьников
В основу разработки проектной деятельности положены идеи американского педагога и философа Джона Дьюи. Он в своей концепции содержания образования одним из первых пропагандировал и реализовывал разработку содержания образования, наблюдая за интересами и потребностями ребёнка, учитывая его сегодняшн ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru