Понятие коммуникативная компетентность

Страница 5

Развитие массовой коммуникации, ее тотальность, использование манипулятивных технологий требуют от современного человека умений ориентироваться и в этой сфере, осваивая роль «критического зрителя» или «критического читателя».

Вторая причина может быть сформулирована исходя из потребностей самой сферы образования. Если определить основной смысл образования как развитие практических способностей/умений, необходимых человеку для достижения успеха в личной, профессиональной и общественной жизни, то одной из ключевых является его коммуникативная компетентность. Тем более, если мы посмотрим на список «общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности», предлагаемых Стандартом, мы увидим, что половина из них связана с коммуникацией, но представлена в виде разрозненных умений и навыков, не имеющих общей основы:

адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;

выбирать и использовать средства языка в соответствии с коммуникативной задачей и ситуацией общения;

владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;

владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;

создавать письменные высказывания, адекватно передавая содержание прослушанного или прочитанного текста с заданной степенью конкретизации;

составлять план, тезисы, конспект;

владеть хотя бы одним иностранным языком на уровне функциональной грамотности.

Третья причина, выдвигающая коммуникативную компетентность в число ключевых, заключается в том, что коммуникация, понятая как «обмен значениями (информацией) между индивидами посредством общей системы символов (знаков)», не сводится только к вербальной коммуникации и является способом и одновременно условием существования любого макро- или микрочеловеческого сообщества.

Коммуникативная компетентность есть, по нашему мнению, способность ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера (партнеров), выбирать адекватные стратегии коммуникации, оценивать успешность коммуникации, быть готовым к изменению собственного речевого поведения. Другими словами, коммуникативная компетентность - это готовность и способность к осуществлению успешной коммуникации.

Наиболее распространенным способом представления коммуникативной компетентности является определение ее состава в виде разного рода умений, которые сводятся в несколько списков.

В Программе ключевые компетенции 2000 в разделе «Коммуникация» говорится о «компетенциях речи и восприятия информации на слух, чтения и письма». «Эти компетенции могут использоваться при ведении дискуссий, при использовании диаграмм для иллюстрации речи / доклада, чтении материалов, необходимых для проекта, заполнении форм заявок и тому подобное, написании эссе».

Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так и письменную (чтение, понимание и написание различного рода текстов) формы коммуникации. Каждая из этих основных способностей или умений анализируется, то есть подразделяется на свои составляющие, и операционализируется, то есть переводится на язык действия.

Все умения сгруппированы в несколько блоков, из которых и состоит коммуникативная компетентность. Это умения, связанные с анализом и обобщением информации, участием в обсуждениях и публичных выступлениях, составлением разных текстов (деловые документы, эссе, программы, письма и тому подобное). В отличие от отдельного умения или навыка, которые можно тренировать каждое само по себе, развитие компетентности требует включения всего комплекса способностей и умений сразу. Нельзя обучиться отдельным умениям, получить конкретные навыки, приобрести некоторые знания, потом все сложить и получить компетентность. Любая компетентность приобретается в процессе реализации какой-либо осмысленной деятельности, где надо ставить цели и определять результаты, решать проблемы, а не задачи, искать способы решения, а не получать их в готовом виде и так далее. Причем, если мы говорим о коммуникативной компетентности, нужно иметь в виду, что коммуникация всегда встроена в какую-либо деятельность и обусловлена ею.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Сжатый пересказ как средство развития мыслительных процессов учащихся общеобразовательной школы
Исследования И.Д.Тихомирова, М.И. Омороковой, И.И. Срезневского, З.Д. Кочаровской, М.Р. Львова и др. были посвящены проблемам обучения сжатому пересказу учащихся общеобразовательной школы. Все исследователи склоняются к мнению о том, что излагать тему нужно уметь не только подробно, но и кратко кон ...

Применение информационных компьютерных технологий на уроках
Интегрированный урок русский язык-информатика. 8 кл Тема урока: "Главные члены предложения". Цель урока: 1. Закрепить орфографические навыки учащихся, знания о главных членах предложения; 2. Развивать представление учащихся об изобразительно- выразительной роли изучаемых синтаксических ко ...

Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения
Устная традиция накопления, хранения материала и его обмена существовала уже в глубокой древности. Вся передача знаний осуществлялась путем запоминания и воспроизведения, т.е. пересказа. В настоящее время нет единой точки зрения на понятие пересказа. Многие известные педагоги давали свое определени ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru