На основании проведенной нами экспериментальной работы была составлена программа развития познавательной сферы у глухих учащихся младших классов при использовании информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе в ходе учебной деятельности. При реализации программы были отобраны и апробированы применительно к данному контингенту учащихся следующие обучающие компьютерные программы:
специализированные компьютерные программы, предназначенные для обучения детей с различными образовательными потребностями, разработанные ИКП РАО (Е.Л.Гончарова, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина): "Состав числа", "Лента времени", "В городском дворе";
обучающие информационно-компьютерные программы "Дактильная речь" и "Дактильный букварь";
обучающая компьютерная программа по курсу информатики для массовой школы "Мир информатики. 1-2 год обучения";
развивающая информационно-компьютерная программа "Учимся, играя" для детей дошкольного и младшего школьного возраста";
компьютерные программы Microsoft Word (текстовый редактор) и стандартная компьютерная программа Paint (для компьютерного рисования с помощью инструментов программы).
При работе с вышеназванными информационно-компьютерными программами в качестве одного из средств коррекционной работы по развитию познавательной сферы глухих младших школьников нами целенаправленно ставилась задача развития познавательной сферы (зрительного восприятия, пространственно-двигательной ориентировки, внимания, зрительной памяти, мышления).
В эксперименте мы исходили из теории поэтапного формирование умственных действий (П.Я.Гальперин). На уроке в компьютерном классе мыслительные операции сначала формировались на уровне оперирования с предметами, объектами, моделями (например, использование компьютерного рисования кругов Эйлера для закрепления изученного тематического материала; выстраивание последовательности действий в серии картинок с объяснением событий и причинных явлений и т.д.).
Решению основных задач коррекционно-развивающего обучения при использовании информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы глухих младших школьников способствовал учет личностно-ориентированных педагогических технологий:
диагностика уровня и динамики психического развития каждого ребенка, выявления особенностей этого развития в процессе обучения;
определение индивидуальных траекторий развития каждого ребенка, путей коррекции психической деятельности ребенка, его личностной сферы, прогноза развития;
учет особенностей и возможностей развития познавательной сферы при определении объема, сложности учебного материала, темпов его подачи и усвоения, индивидуальной помощи педагога;
целесообразность использования индивидуальных, фронтальных и групповых форм работы на уроке (более частое примение работы парами в различных ролевых сочетаниях: "сильный-слабый", "слабый-слабый" и др., где "слабый" – средний по уровню учебной деятельности учащийся, "сильный" – учащийся, с уровнем учебной деятельности выше среднего) для реализации принципа коммуникативно-деятельностного подхода.
В процессе обучения нами учитывались личностные аспекты развития познавательной сферы каждого ребенка (мотивация, эмоционально-волевая рефлексия).
Развивающие задачи решались посредством использования системы упражнений, игр, логических заданий, проблемных ситуаций, как предусмотренных в вышеназванных обучающих информационно-компьютерных программах.
Программа по развитию познавательной сферы с использованием ИКТ в процессе обучения была составлена нами с учетом использования различных видов речевой деятельности (говорения, дактилирования, письма, чтения) и слухо-зрительного восприятия учебного материала в разных коммуникативных ситуациях, в соответствии с годом обучения и требованиями к обучению данной категории детей, предусмотренными в государственной программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида для подготовительного, 1-7 классов (сост. Т.Т.Зыкова, 2003); с учетом использования учебного и речевого материала, предусмотренного данной программой.
Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к занятиям в компьютерном классе для учащихся начальных классов, а именно: непрерывность работы за компьютером не превышала 10-15 минут; применялось чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой с динамическими паузами, включающими упражнения для снятия напряжения глаз, кистей рук, мышц спины; то есть соблюдался здоровьесберегающий характер проведения занятий в компьютерном классе.
Выявленные особенности развития познавательной сферы глухих детей младшего школьного возраста позволили нам определить их индивидуальные траектории обучения и развития в условиях использования информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы.
Новое в образовании:
Основные направления социальной работы с запущенными детьми
Они определяются прежде всего проблемами, возникающими в процессе обучения и воспитания детей, без разрешения которых сложно добиться хороших результатов. Хотя направления работы зафиксированы в квалификационной характеристике социального педагога, на практике их круг значительно шире. Это объя ...
Основные цели и типы домашних заданий, требований к ним
В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем ...
Домашние задания исследовательского характера
домашний учебный задание история Одной из педагогических технологий обучения, получивших распространение в последние годы, является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательс ...