Рекомендации по использованию информационных технологий в обучении младших школьников с нарушением слуха

Педагогика сегодня » Введение информационных технологий в процесс специального образования младших школьников с нарушениями слуха » Рекомендации по использованию информационных технологий в обучении младших школьников с нарушением слуха

Страница 1

На основании проведенной нами экспериментальной работы была составлена программа развития познавательной сферы у глухих учащихся младших классов при использовании информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе в ходе учебной деятельности. При реализации программы были отобраны и апробированы применительно к данному контингенту учащихся следующие обучающие компьютерные программы:

специализированные компьютерные программы, предназначенные для обучения детей с различными образовательными потребностями, разработанные ИКП РАО (Е.Л.Гончарова, Т.К.Королевская, О.И.Кукушкина): "Состав числа", "Лента времени", "В городском дворе";

обучающие информационно-компьютерные программы "Дактильная речь" и "Дактильный букварь";

обучающая компьютерная программа по курсу информатики для массовой школы "Мир информатики. 1-2 год обучения";

развивающая информационно-компьютерная программа "Учимся, играя" для детей дошкольного и младшего школьного возраста";

компьютерные программы Microsoft Word (текстовый редактор) и стандартная компьютерная программа Paint (для компьютерного рисования с помощью инструментов программы).

При работе с вышеназванными информационно-компьютерными программами в качестве одного из средств коррекционной работы по развитию познавательной сферы глухих младших школьников нами целенаправленно ставилась задача развития познавательной сферы (зрительного восприятия, пространственно-двигательной ориентировки, внимания, зрительной памяти, мышления).

В эксперименте мы исходили из теории поэтапного формирование умственных действий (П.Я.Гальперин). На уроке в компьютерном классе мыслительные операции сначала формировались на уровне оперирования с предметами, объектами, моделями (например, использование компьютерного рисования кругов Эйлера для закрепления изученного тематического материала; выстраивание последовательности действий в серии картинок с объяснением событий и причинных явлений и т.д.).

Решению основных задач коррекционно-развивающего обучения при использовании информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы глухих младших школьников способствовал учет личностно-ориентированных педагогических технологий:

диагностика уровня и динамики психического развития каждого ребенка, выявления особенностей этого развития в процессе обучения;

определение индивидуальных траекторий развития каждого ребенка, путей коррекции психической деятельности ребенка, его личностной сферы, прогноза развития;

учет особенностей и возможностей развития познавательной сферы при определении объема, сложности учебного материала, темпов его подачи и усвоения, индивидуальной помощи педагога;

целесообразность использования индивидуальных, фронтальных и групповых форм работы на уроке (более частое примение работы парами в различных ролевых сочетаниях: "сильный-слабый", "слабый-слабый" и др., где "слабый" – средний по уровню учебной деятельности учащийся, "сильный" – учащийся, с уровнем учебной деятельности выше среднего) для реализации принципа коммуникативно-деятельностного подхода.

В процессе обучения нами учитывались личностные аспекты развития познавательной сферы каждого ребенка (мотивация, эмоционально-волевая рефлексия).

Развивающие задачи решались посредством использования системы упражнений, игр, логических заданий, проблемных ситуаций, как предусмотренных в вышеназванных обучающих информационно-компьютерных программах.

Программа по развитию познавательной сферы с использованием ИКТ в процессе обучения была составлена нами с учетом использования различных видов речевой деятельности (говорения, дактилирования, письма, чтения) и слухо-зрительного восприятия учебного материала в разных коммуникативных ситуациях, в соответствии с годом обучения и требованиями к обучению данной категории детей, предусмотренными в государственной программе специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида для подготовительного, 1-7 классов (сост. Т.Т.Зыкова, 2003); с учетом использования учебного и речевого материала, предусмотренного данной программой.

Необходимо соблюдать санитарно-гигиенические требования к занятиям в компьютерном классе для учащихся начальных классов, а именно: непрерывность работы за компьютером не превышала 10-15 минут; применялось чередование видов работ с различной зрительной нагрузкой с динамическими паузами, включающими упражнения для снятия напряжения глаз, кистей рук, мышц спины; то есть соблюдался здоровьесберегающий характер проведения занятий в компьютерном классе.

Выявленные особенности развития познавательной сферы глухих детей младшего школьного возраста позволили нам определить их индивидуальные траектории обучения и развития в условиях использования информационно-компьютерных технологий в коррекционной работе по развитию познавательной сферы.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Особенности сказки
Веселые и грустные, страшные и смешные, они знакомы нам с детства. С ними связаны наши первые представления о мире, добре и зле, о справедливости. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются опе ...

Методика идентификации детей с родителями
Посредством данной методики диагностируются компетентность и престижность родителей в восприятии детей, и особенности эмоциональных отношений с родителями. Ребенку задают следующий набор вопросов. Если бы ты участвовал в игре "Семья", то кого бы стал изображать, кем бы в ней стал - мамой, ...

Диагностика уровня развития орфографической зоркости
С целью выявления исходного уровня развития орфографической зоркости у детей с дисграфией был проведен констатирующий эксперимент. Экспериментальной площадкой для нашего исследования был логопункт средней школы №7, города Шуи. В эксперименте принимали участие дети с нарушением письменной речи (опти ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru