Введение информационных технологий в процесс специального образования младших школьников с нарушениями слуха

Педагогика сегодня » Введение информационных технологий в процесс специального образования младших школьников с нарушениями слуха

В каждом обществе и культуре существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях.

Нарушения в развитии приводят к "выпадению" ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без особых условий, специфичных средств, методов, путей обучения.

По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе.

Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с "социальным вывихом", преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего "обходные пути", специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Закономерно, что разработка средств обучения детей с отклонениями в развитии всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики.

С конца 70-х гг. западные специалисты ведут интенсивный поиск способов применения в специальном обучении тех уникальных возможностей информационных технологий, которых не существовало на предшествующем этапе развития общества и соответствующем ему этапе развития образовательной системы.

Основная идея такого рода технологий состоит в том, чтобы "компенсировать" за счет компьютера имеющийся недостаток развития ребенка, и таким образом облегчить или открыть ему возможность интеграции в общество и доступ к массовому образованию.

Целенаправленная и организованная компьютеризация отечественной системы специального образования также начинается в момент ее перехода на третий этап своего развития, но происходит это несколькими десятилетиями позже, чем в странах Запада, и данный переход не является эволюционным.

Внедрение информационных технологий начинается под влиянием западного опыта, в момент кардинальной реконструкции государства, образовательной системы в целом, активного переосмысления созданной к началу 1990-х гг. системы специального образования и дискуссии о путях ее развития в сложившихся условиях.

Дефектологическая наука не располагает исследованиями в области применения информационных технологий в обучении детей с отклонениями в развитии. В стране отсутствует национальное программное обеспечение для сферы специального образования и концепция его разработки.

Таким образом, неординарным оказывается не только социокультурный, но и профессиональный контекст внедрения информационных технологий в отечественное специальное образование.

В сложных условиях переходного периода в развитии системы специального образования становится принципиально важным осмыслить уникальные возможности компьютера и ввести информационные технологии в контекст отечественной традиции, для которой ценностью является преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.

Цель исследования - введение информационных технологий в процесс специального образования младших школьников с нарушениями слуха.

Объект исследования - средства обучения, основанные на информационных технологиях.

Предмет исследования - уникальные возможности средств обучения, основанных на информационных технологиях; их роль в решении развивающих и коррекционных задач различных областей обучения младших школьников с нарушениями слуха.

В задачи исследования входит:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования информационных технологий в процессе обучения;

дать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями слуха;

раскрыть особенности обучения младших школьников с нарушением слуха с использование информационных технологий.

Методы исследования: анализ, систематизация и обобщение литературных данных; анализ функциональных возможностей информационных технологий; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.


Новое в образовании:

Этюд «Котик серенький»
(для театра кружек) Для проведения этого этюда потребуется кружка с наклеенным изображением котика. Ведущий держит в руке кружку и читает первое четверостишие потешки ласковым и нежным голосом. Второе четверостишие – поет на любую колыбельную мелодию (сочиненную самим или хорошо знакомую). После по ...

Значимость сказки. Познавательное значение сказки
Традиционное образование противопоставляет сказку императивному знанию, как легковесное - тяжеловесному, как естественное -противоестественному, как доступное и нужное здесь и сейчас - труднодоступному и непонятно зачем нужному. Но сказка для ребенка - это не просто сказка, не только литературное п ...

Роль информатики в интеграции
Главная задача начального образования — формирование учебной деятельности школьников, включающей в себя общеучебные, общелогические, информационно - коммуникативные умения. Эта задача в значительной мере может быть решена в рамках уроков информатики. Работа с информацией есть то, что объединяет поз ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru