Введение информационных технологий в процесс специального образования младших школьников с нарушениями слуха

Педагогика сегодня » Введение информационных технологий в процесс специального образования младших школьников с нарушениями слуха

В каждом обществе и культуре существует специально созданное образовательное пространство, которое включает в себя традиции и научно обоснованные подходы к обучению детей разных возрастов в условиях семьи и образовательных учреждениях.

Нарушения в развитии приводят к "выпадению" ребенка из этого социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Взрослый не может, не знает, каким образом передать ребенку с нарушениями в развитии тот социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без особых условий, специфичных средств, методов, путей обучения.

По отношению к детям с нарушениями развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными принятые способы решения традиционных развивающих и образовательных задач на каждом возрастном этапе.

Социальная недостаточность таких детей непосредственно связана не с первичным нарушением, а с "социальным вывихом", преодолеть который можно средствами специально организованного и особым образом устроенного образования, предусматривающего "обходные пути", специальные методы и средства решения тех развивающих и образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами. Закономерно, что разработка средств обучения детей с отклонениями в развитии всегда рассматривалась как неотъемлемое направление исследований отечественной и зарубежной специальной педагогики.

С конца 70-х гг. западные специалисты ведут интенсивный поиск способов применения в специальном обучении тех уникальных возможностей информационных технологий, которых не существовало на предшествующем этапе развития общества и соответствующем ему этапе развития образовательной системы.

Основная идея такого рода технологий состоит в том, чтобы "компенсировать" за счет компьютера имеющийся недостаток развития ребенка, и таким образом облегчить или открыть ему возможность интеграции в общество и доступ к массовому образованию.

Целенаправленная и организованная компьютеризация отечественной системы специального образования также начинается в момент ее перехода на третий этап своего развития, но происходит это несколькими десятилетиями позже, чем в странах Запада, и данный переход не является эволюционным.

Внедрение информационных технологий начинается под влиянием западного опыта, в момент кардинальной реконструкции государства, образовательной системы в целом, активного переосмысления созданной к началу 1990-х гг. системы специального образования и дискуссии о путях ее развития в сложившихся условиях.

Дефектологическая наука не располагает исследованиями в области применения информационных технологий в обучении детей с отклонениями в развитии. В стране отсутствует национальное программное обеспечение для сферы специального образования и концепция его разработки.

Таким образом, неординарным оказывается не только социокультурный, но и профессиональный контекст внедрения информационных технологий в отечественное специальное образование.

В сложных условиях переходного периода в развитии системы специального образования становится принципиально важным осмыслить уникальные возможности компьютера и ввести информационные технологии в контекст отечественной традиции, для которой ценностью является преодоление уже имеющихся и предупреждение новых отклонений в развитии, вторичных по своей природе.

Цель исследования - введение информационных технологий в процесс специального образования младших школьников с нарушениями слуха.

Объект исследования - средства обучения, основанные на информационных технологиях.

Предмет исследования - уникальные возможности средств обучения, основанных на информационных технологиях; их роль в решении развивающих и коррекционных задач различных областей обучения младших школьников с нарушениями слуха.

В задачи исследования входит:

проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме использования информационных технологий в процессе обучения;

дать клинико-психолого-педагогическую характеристику детей с нарушениями слуха;

раскрыть особенности обучения младших школьников с нарушением слуха с использование информационных технологий.

Методы исследования: анализ, систематизация и обобщение литературных данных; анализ функциональных возможностей информационных технологий; констатирующий эксперимент; количественный и качественный анализ экспериментальных данных.


Новое в образовании:

Роль мотивации при обучении говорению
Управление мотивацией в изучении иностранного языка является одной из центральных проблем методики преподавания. Иностранный язык как предмет обладает рядом специфических черт, одной из которых является овладение иностранным языком путём обучения умению общения на иностранном языке. Перед преподава ...

Мотивация орфографической работы
Чем взрослее школьник, тем более он руководствуется далекими целями учения: в частности, старшеклассники связывают правописание с перспективой успешно закончить школу, поступить в вуз, быть культурным человеком, обеспечить себе профессиональный успех. Младшие школьники могут осознавать и далекие це ...

Научно-методологическое обеспечение деятельности классного руководителя в современной школе
Необходимость поиска новых подходов к научно-методическому обеспечению деятельности классного руководителя обусловлена изменением его статуса и современными требованиями. Актуальной в связи с введением новых образовательных стандартов становится разработка программ воспитания и социализации учащихс ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru