Организация и проведение исследования

Страница 1

Достижение цели работы предполагает реализацию в экспериментальном исследовании двух групп задач:

Первая группа задач связана с изучением познавательной сферы учащихся с нарушенным слухом младшего школьного возраста, включая подбор методик для изучения состояния познавательной сферы данной категории детей; проведение констатирующего эксперимента с использованием данных методик; анализ полученных результатов.

Вторая группа задач определяется изучением психолого-педагогических условий развития познавательной сферы глухих младших школьников средствами информационно-компьютерных технологий.

В соответствии с поставленными задачами эксперимент проводился в два этапа. На первом этапе экспериментальное исследование проводилось на базе специальной коррекционной общеобразовательной школе-интернате № 10.

Диагностическое психолого-педагогическое обследование 7 летних детей с нарушением слуха (10 человек) позволили выявить, что в последнее время наблюдается значительное усложнение контингента поступающих в школу детей, в частности, увеличение количества детей, имеющих комплексную структуру дефекта.

Из 10 обследованных детей 5 (50%) имеют двустороннюю глухоту 1-4 групп с остатками слуха разной степени, 4 учащихся (40%) – сенсоневральную тугоухость I-III степени. Интеллект первично не нарушен у 40% учащихся, задержка психического развития (ЗПР) в анамнезе у 40% детей, нарушения интеллекта – у 10%.

Констатирующий эксперимент был направлен на определение уровня развития познавательной сферы учащихся с нарушенным слухом (зрительного восприятия, объема внимания, кратковременной зрительной памяти, мышления), выявлялись их индивидуальные особенности.

Для проведения эксперимента нами использовались методики:

"Наложение" (для исследования уровня развития восприятия);

"Запомни и расставь точки" (для определения объема внимания испытуемого);

"Запомни фигуры" (для выяснения уровня развития кратковременной зрительной памяти);

"Четвертый лишний" (для исследования процессов образно-логического мышления, способности речевого обобщения выделенных признаков).

Анализ результатов констатирующего эксперимента позволил сделать выводы о том, что преобладающим уровнем развития исследуемых познавательных процессов у детей с нарушением слуха, принимавших участие в эксперименте, являются низкий, ниже среднего и средний.

В таблице 1 представлены результаты проведенного обследования развития познавательной сферы учащихся с нарушением слуха подготовительных классов.

Таблица 1 Развитие познавательной сферы учащихся с нарушением слуха

Уровень развития

Восприятие

Внимание

Память

Мышление

Число испытуемых, в %

Выше среднего

-

10

-

20

Средний

10

30

40

30

Ниже среднего

50

30

20

40

Низкий

40

30

40

10

Прослеживается зависимость уровня развития изучаемых познавательных процессов от наличия или отсутствия других первичных нарушений (ЗПР, интеллектуальная недостаточность), отсутствия или наличия сопутствующих нарушений в структуре дефекта и продолжительности дошкольного обучения.

В результате проведенного нами психолого-педагогического изучения была выявлена полиморфность групп глухих и слабослышащих учащихся подготовительных классов как по физическому здоровью, так и по интеллектуальному развитию (степени снижения интеллекта); речевое развитие слабослышащих учащихся опережало развитие речи глухих сверстников, но отставало от уровня нормально слышащих детей к моменту поступления в школу.

При сопоставительном анализе индивидуальных уровней развития познавательной сферы у детей с нарушением слуха выявлена тенденция к выделению 3 условных групп в зависимости от уровня развития познавательной сферы: к первой группе (40% от общего количества обследованных) были отнесены дети с более высоким уровнем развития зрительного восприятия, объема внимания, кратковременной зрительной памяти, наглядно-образного мышления (средний уровень развития этих психических процессов приближался к возрастной норме). Во вторую группу (50% от общего количества обследованных) вошли дети, показавшие результаты ниже среднего при обследовании восприятия, внимания, памяти и мышления. Третью группу (10% от общего количества обследованных) составили дети, показавшие низкие результаты выполнения заданий.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Методика преподавания детям дошкольного возраста
Каковы же особенности процесса обучения для детей дошкольного возраста и какие средства обучения могут пригодиться педагогу? Учитывая определенные возрастные особенности, психолого-педагогические требования проведения занятий с детьми дошкольного возраста, длительность урока не должна превышать пол ...

Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности
Проблема образовательной среды и ее влияния на развитие личности занимает одно из центральных мест в системе проблем современного образования. Прежде всего, остановимся на определении понятия «среда» и ее влиянии на развитие человека. Следуя определению, предложенному Л.И. Новиковой, мы рассматрива ...

Темперная живопись
Под словом tempera (от латинского temperare – соединять) издавна подразумевали всякое связующее вещество, применяемое для приготовления красок. Темперными называют краски, приготовленные на эмульсионных связующих веществах. Каждый вид эмульсии состоит из трех элементов: воды, эмульгирующего веществ ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru