Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога, школьного психолога

Педагогика сегодня » Соционический подход к повышению эффективности учебно-воспитательной деятельности педагога, школьного психолога

Страница 1

Деятельность учителя предусматривает его участие в создании целостной системы воспитания в школе, включающей такие направления, как общее развитие детей, формирование у них учебной мотивации и помощь в профориентации. Статья посвящена возможности постепенного освоения педагогом соционических методов при непосредственном внедрении их в педагогическую практику в ключе решения указанных проблем.

Ключевые слова: педагогика, соционика, учебная мотивация, профориентация, адаптация, стиль общения, индивидуальный подход.

«На современном этапе развития системы образования на первый план выдвигается создание оптимальных условий для становления личности каждого ребенка в соответствии с особенностями его психического и физического развития, индивидуальными возможностями, способностями», считают специалисты-педагоги. Прислушаемся к их мнению.

«Потребность в освоении современных потоков информации диктует необходимость учитывать в процессе обучения личностные особенности ученика, в первую очередь его индивидуальную манеру выстраивать функцию целеполагания. Отсюда настоятельная необходимость в разработке методик диагностики явных и скрытых способностей, мотивов, специфики мышления каждого ученика (скорости мышления, типа текущего и стратегического планирования, степень его самоконтроля, уровень притязаний, его соответствие уровню возможностей и т.д.), позволяющих обобщить опыт лучших учителей-практиков и достижения психологической науки. Только наличие подобного рода инструментария позволит осуществить подлинно индивидуальный подход к каждому ученику с учетом его индивидуального развития, индивидуальной манеры целеполагания».

В настоящее время в России делается упор на проведение эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях, о чем сказано в постановлении Правительства РФ от 09.06.03 г. № 334 “О проведении эксперимента по проведению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях”. «Профильное обучение предполагает широкий спектр дифференциации, личностный подход к ученику» . Анализируя опыт различных школ по созданию профильных классов, учителя отмечают, что необходимо создавать условия для детей, способствующие сохранению желания учиться, научить их получать удовольствие от учебной деятельности, а не посещать школу по принуждению. Ведь, если не заставлять ребенка учиться, а грамотно мотивировать его к этому, то можно рассчитывать разорвать порочный круг: плохая подготовка к занятию – неудовлетворительный результат – заниженная самооценка – слабая мотивация – плохая подготовка к занятию…

Современные педагоги стремятся сделать процесс обучения и воспитания гуманным, обращенным к ученику. Для этого необходимо увидеть личность каждого ребенка, помочь ему в познании себя. Адресный подход помогает детям раскрыть все свои внутренние силы и возможности, создает необходимые условия для свободного гармоничного развития личности. Деятельность учителя предусматривает его непосредственное участие в создании целостной системы воспитания в школе, включающей такие основные направления, как

Общее развитие детей.

Формирование у них учебной мотивации.

Помощь в профориентации учеников выпускных классов.

Учет типологических особенностей детей может расширить возможности педагога в решении этих задач. Поэтому первый и очень важный этап в такой работе – серьезная диагностика учащихся.

В настоящей статье предлагаются основы методики типологической диагностики, рассчитанной на использование педагогами и школьными психологами в учебном процессе. Методика состоит из нескольких последовательно идущих шагов, каждый из которых обеспечивает педагога новой дополнительной информацией о его подопечных, позволяет все более углубленно дифференцировать их различия и создает базу для продуманного, адресного подхода к каждому ребенку.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Методическое обоснование исследования уровня сформированности письменной речи детей младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи
Для того, чтобы выявить уровень сформированности письменной речи младшего школьника, необходимо провести ряд специальных проб. В логопедии имеется не одна методика для этой цели. Рассмотрев и проанализировав некоторые из них, я попыталась составить собственную методику исследования уровня сформиров ...

Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...

Глава семьи и авторитетный расклад в чеченской семье
Говоря о проблеме гуманистического воспитания методами чеченской народной педагогики, следует отметить необходимость учета этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания, так как в их основе лежат такие принципы, как честность, человеколюбие, терпение, сдержаннос ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru