Роль коллективного анализа и саморефлексии в становлении и корректировке лидерских качеств подростков

Педагогика сегодня » Развитие позитивных лидерских качеств подростков в условиях детского общественного объединения » Роль коллективного анализа и саморефлексии в становлении и корректировке лидерских качеств подростков

Страница 1

Для успешного развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении необходимо определить те педагогические условия, которые будут содействовать этому процессу.

Понятие «педагогические условия» вызывает большое количество споров среди исследователей и по содержанию и по вопросам целесообразности его использования. Анализу педагогических условий в педагогике уделяется много внимания. Исследованию различных аспектов этого феномена посвящены работы Б.В. Куприянова, В.В. Рогачева, А.Л. Уманского, Н.Ю. Посталюка, А. И. Тимонина.

Еще Л.С. Выготский утверждал, что требуется «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования».

П.Ф. Каптерев под педагогическими условиями рассматривал обстоятельства, которые сказываются на результатах. Более полное определение педагогическим условиям дает А.Е. Подобин. Вслед за П. Ф. Каптеревым А. Е. Подобин под педагогическими условиями понимает обстоятельства или обстановку, специально создаваемые педагогами в целях систематической помощи саморазвитию и профессиональному усовершенствованию личности в меру ее сил и сообразно ее социальному идеалу. В этом понимании четко видна ключевая роль педагога.

Согласно Н.Ю. Посталюк, педагогические условия - это сопутствующие фактору педагогические обстоятельства, которые способствуют (или противодействуют) проявлению педагогических закономерностей, обусловленных действием факторов.

Заслуживает внимания понимание педагогических условий, представленное Н.М. Борытко в работе «В пространстве воспитательной деятельности». Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированного педагогом и предполагающего достижение определенного результата. Иное понимание педагогических условий мы находим у В.И.Андреева. Ученый полагает, что педагогические условия - это не обстоятельства, а результат «целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов (приемов), а также организационных форм обучения для достижения целей».

Наиболее значимо определение педагогических условий, представленное А. Е. Подобиным и Н. М. Борытко. Под педагогическими условиями в рамках нашего исследования мы понимаем обстоятельства или обстановку, специально создаваемые педагогами для развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении и предполагающие достижение заданного результата.

Процесс развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении будет эффективным, если:

- систематически вовлекать подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;

- использовать в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора);

- систематически осуществлять педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств подростков.

Далее представлено обоснование каждого из условий.

1. Систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта.

Развитие лидерских качеств подростка в детском общественном объединении во многом определяется содержанием той деятельности, в которую включен коллектив.

Деятельность и ее содержание являются предметом исследования многих ученых: А.Н. Леонтьева, П.П. Платонова, А.В. Петровского, И.П. Подласого и многих других. Педагогика не рассматривает деятельность как самостоятельное педагогическое явление. В ней преобладает изучение конкретных видов деятельности: учебной, общественной, спортивной и др. Определение же самой категории «деятельность» она заимствует из философии и психологии, которые изначально подчеркивали связь деятельности с такими элементами как знание, операция, цели, мотивы, сознание, знаки, смысл, значение и т.д.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Характеристика предрасполагающих факторов к возникновению речевых нарушений
М. Е. Хватцев впервые все причины речевых нарушений разделил на внешние и внутренние, особо подчеркнув их тесное взаимодействие. Он также выделил органические (анатомо-физиологические, морфологические), функциональные (психогенные), социально-психологические н психоневрологические причины. К органи ...

Понятие, сущность и функции лидерства в подростковом возрасте
В психолого-педагогической науке сложилось несколько подходов к проблеме лидерства, которые принципиально различаются по позиции относительно вопроса происхождения данного феномена. Поскольку разработка теорий лидерства шла отдельно в зарубежной и отечественной психологии, то и анализировать основн ...

Технология обучения студентов профессиональной деятельности в процессе ПФСС
Отличительная особенность дисциплины ПФСС состоит в том, что она тесно связана, с одной стороны, с дисциплиной ТМФВС, с другой — с базовыми физкультурно-спортивными видами, так как на предметной основе этих видов решаются теоретико-методические и практические вопросы формирования профессиональных у ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru