Монументальная мозаика как разновидность декоративно-прикладного искусства

Страница 1

обучение творческий художественный резьба

К произведениям декоративно-прикладного искусства относится его древнейший вид — мозаика из дерева. Разберемся в особенностях этой мозаики. Такая необходимость вызвана тем, что нередко мозаичные картины (набранные в любом материале) выполняются в подражание живописи маслом и, наоборот, приемы монументальной росписи (или панно) используются в станковых картинах, создаваемых живописцами. В итоге получается нечто среднее: полукартина-полупанно.

На выставках работ учащихся художественно-технических училищ, мозаичистов любителей и даже профессионалов нередко можно увидеть наборы деревянной мозаики, выполненные под живопись. Иногда и мастера кисти подражают художникам-мозаичистам. Так, на выставке художников прибалтийских республик экспонировалась картина Э. Илтнера "Искатели янтаря", написанная в указанной манере. В такой же манере была выполнена картина художника А. Халуева "Солдаты революции", представленная на выставке "Советская Россия". В данном случае ненужная схематизация нарушает законы живописи маслом.

Любая попытка "написать" станковую картину кусочками камня, обожженной глины, древесины противоречит их природно-декоративным качествам, так как мозаика теряет характерную для нее особенность — декоративность. Каждой технике соответствуют свои особенности изобразительного языка, своя условность обобщений и свои задачи. Мозаика имеет свой собственный язык изображения, свои образы, и для нее нет необходимости перефразировать чужой язык — язык живописи.

Подчеркивая важность соблюдения двух различных изобразительных начал (станкового и декоративного), не следует, однако, впадать в крайность. Мозаику можно исполнить в любом жанре, но при этом обязательно должны быть соблюдены следующие условия:

1) прикладной характер мозаичного набора;

2) сохранение фактуры материала мозаики (сохранение естественного рисунка в материале — мраморе, дереве и др.);

3) соблюдение декоративности в мозаике (четкость силуэта, лаконичность формы и цвета, сознательно применяемая условность и преувеличения);

4) органическая связь крупных (монументальных) наборов мозаики с архитектурой или интерьером;

5) четкость восприятия крупной мозаики на расстоянии.

Чем же должно определяться место мозаики в искусстве?

Место любого вида мозаики в искусстве определяет природная особенность материала (камня, глины, смальты, дерева), заключающаяся в его декоративности. Мастерство мозаичиста заключается в умении художественно использовать особенности отобранного материала.

Тематика мозаики должна быть связана с формами архитектуры или предметов быта, т.е. любое наборное изображение должно служить украшением для помещений (стен, потолка, пола, дверей) или украшением предметов, входящих в обстановку (мебель, ларцы, шкатулки, письменные принадлежности и т.п.). Что касается техники выполнения мозаики, то любая мозаика может быть выполнена в какой-либо одной из двух существующих манер исполнения. В одном случае элементы набора вставляют в заранее подготовленное гнездо, в другом набором полностью покрывают основу. И в том и в другом случае мозаика, как правило, должна быть заподлицо с основой (в редких случаях встречается и рельефная мозаика, например в стиле "эгерской техники").

Прежде чем знакомиться с разновидностями мозаик, разберемся в содержании самого термина "мозаика". Этот термин происходит от латинского слова mosaica, что означает пестрая смесь.

Сформулировать понятие "мозаика" можно так: мозаикой называется орнаментальное или образное изображение, набранное из кусочков одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, цветных камней, мрамора, металлов, дерева, обожженной и эмалированной глины, перламутра, слоновой кости, раковин, кожи и т. д.) и выложенных на общей поверхности. Из этого определения видно, что мозаичист, в противовес работе художника, набирает изображение. Причем части мозаичного набора плотно подгоняют друг к другу. Между собой и с основой их скрепляют каким-либо связывающим раствором: особым родом мастики, воском, цементом и т. п.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Взаимодействие семьи и школы
Развитие и воспитание ребенка в семье требует множества деятельностных ситуаций, в которых происходит формирование личности заданной ориентации. Главная нагрузка по обеспечению реальной связи с семьей ложится на плечи классного руководителя. Свою деятельность он организует через классный родительск ...

Основные принципы занятий с детьми дошкольного возраста
Педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста. Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. ...

Понятие и классификация интерактивных досок
Интерактивная доска – это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Интерактивная доска работает одновременно как монитор компьютера и как обычная доска. Достаточно прикоснуться к поверхности доски, чтобы управлять приложениями, запущенными на ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru