Монументальная мозаика как разновидность декоративно-прикладного искусства

Страница 1

обучение творческий художественный резьба

К произведениям декоративно-прикладного искусства относится его древнейший вид — мозаика из дерева. Разберемся в особенностях этой мозаики. Такая необходимость вызвана тем, что нередко мозаичные картины (набранные в любом материале) выполняются в подражание живописи маслом и, наоборот, приемы монументальной росписи (или панно) используются в станковых картинах, создаваемых живописцами. В итоге получается нечто среднее: полукартина-полупанно.

На выставках работ учащихся художественно-технических училищ, мозаичистов любителей и даже профессионалов нередко можно увидеть наборы деревянной мозаики, выполненные под живопись. Иногда и мастера кисти подражают художникам-мозаичистам. Так, на выставке художников прибалтийских республик экспонировалась картина Э. Илтнера "Искатели янтаря", написанная в указанной манере. В такой же манере была выполнена картина художника А. Халуева "Солдаты революции", представленная на выставке "Советская Россия". В данном случае ненужная схематизация нарушает законы живописи маслом.

Любая попытка "написать" станковую картину кусочками камня, обожженной глины, древесины противоречит их природно-декоративным качествам, так как мозаика теряет характерную для нее особенность — декоративность. Каждой технике соответствуют свои особенности изобразительного языка, своя условность обобщений и свои задачи. Мозаика имеет свой собственный язык изображения, свои образы, и для нее нет необходимости перефразировать чужой язык — язык живописи.

Подчеркивая важность соблюдения двух различных изобразительных начал (станкового и декоративного), не следует, однако, впадать в крайность. Мозаику можно исполнить в любом жанре, но при этом обязательно должны быть соблюдены следующие условия:

1) прикладной характер мозаичного набора;

2) сохранение фактуры материала мозаики (сохранение естественного рисунка в материале — мраморе, дереве и др.);

3) соблюдение декоративности в мозаике (четкость силуэта, лаконичность формы и цвета, сознательно применяемая условность и преувеличения);

4) органическая связь крупных (монументальных) наборов мозаики с архитектурой или интерьером;

5) четкость восприятия крупной мозаики на расстоянии.

Чем же должно определяться место мозаики в искусстве?

Место любого вида мозаики в искусстве определяет природная особенность материала (камня, глины, смальты, дерева), заключающаяся в его декоративности. Мастерство мозаичиста заключается в умении художественно использовать особенности отобранного материала.

Тематика мозаики должна быть связана с формами архитектуры или предметов быта, т.е. любое наборное изображение должно служить украшением для помещений (стен, потолка, пола, дверей) или украшением предметов, входящих в обстановку (мебель, ларцы, шкатулки, письменные принадлежности и т.п.). Что касается техники выполнения мозаики, то любая мозаика может быть выполнена в какой-либо одной из двух существующих манер исполнения. В одном случае элементы набора вставляют в заранее подготовленное гнездо, в другом набором полностью покрывают основу. И в том и в другом случае мозаика, как правило, должна быть заподлицо с основой (в редких случаях встречается и рельефная мозаика, например в стиле "эгерской техники").

Прежде чем знакомиться с разновидностями мозаик, разберемся в содержании самого термина "мозаика". Этот термин происходит от латинского слова mosaica, что означает пестрая смесь.

Сформулировать понятие "мозаика" можно так: мозаикой называется орнаментальное или образное изображение, набранное из кусочков одного или нескольких разноцветных материалов (стекла, цветных камней, мрамора, металлов, дерева, обожженной и эмалированной глины, перламутра, слоновой кости, раковин, кожи и т. д.) и выложенных на общей поверхности. Из этого определения видно, что мозаичист, в противовес работе художника, набирает изображение. Причем части мозаичного набора плотно подгоняют друг к другу. Между собой и с основой их скрепляют каким-либо связывающим раствором: особым родом мастики, воском, цементом и т. п.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Содержание воспитания
Содержание воспитания в семье обусловливается генеральной целью демократического общества. Семья обязана формировать физически и психически здоровую, нравственную, интеллектуально развитую личность, готовую к предстоящей трудовой, общественной и семейной жизни. Составными компонентами содержания се ...

Темперная живопись
Под словом tempera (от латинского temperare – соединять) издавна подразумевали всякое связующее вещество, применяемое для приготовления красок. Темперными называют краски, приготовленные на эмульсионных связующих веществах. Каждый вид эмульсии состоит из трех элементов: воды, эмульгирующего веществ ...

Исследование эффективности использования методов формирования технических навыков и умений на занятиях лепкой в процессе использования дымковской народной игрушки
К концу пребывания в детском саду дети должны достичь определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимать содержание произведения, запоминать и узнавать знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечать изобразительно-выразительные средства, с помощью этих средств созда ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru