Последовательность этапов образовательной среды ВУЗа

Педагогика сегодня » Образовательная среда педагогического университета » Последовательность этапов образовательной среды ВУЗа

Страница 1

Образовательная среда вуза является важным психологическим условием не только в приобретении личностью профессиональных знаний, умений и навыков, но и в развитии стремления к самосовершенствованию и самореализации.

Профессиональная самореализация является наиболее высоким уровнем самореализации. Она связана с профессиональной направленностью и, как правило, предполагает стремление студентов к развитию творческого потенциала в профессии, к поиску новых знаний, к реализации исследовательских функций, к стремлению приступить к работе как можно раньше и совершенствовать свой профессионализм. Личностная самореализация присуща в большей степени студентам четвертых курсов, а профессиональная самореализация студентам-выпускниками.

Развивающая образовательная среда вуза носит сложный системно-структурный характер и предполагает наличие предметно-материальной, дидактической, организационно-воспитательной, исследовательской, информационной, социально-коммуникативной структур.

Динамика самореализации возможна в том случае, если взаимодействие студента и среды будет обеспечено психологическим сопровождением, диагностикой, коррекцией и консультированием студентов. В этом процессе задействованы сотрудники психологической службы вуза и вместе с тем – кураторы, студенческий совет, представители студпрофкома, а также весь профессорско-преподавательский состав высшего учебного заведения.

Изложенное выше свидетельствует о том, что:

- образовательная среда вуза является важнейшим дополнительным ресурсом развития личности и самореализации студента; это область совместной деятельности субъектов образования, где между ними и элементами образовательных систем выстраиваются определенные связи и отношения, обеспечивающие реализацию личных и социальных целей образования;

- структура развивающей образовательной среды вуза носит неоднородный характер и состоит из предметно-материального, дидактического, исследовательского, воспитательного, информационного и социально-коммуникативного компонентов, прямо или косвенно влияющих на личность студента;

-психологическое сопровождение использования образовательной среды для развития личности и самореализации студентов представляет собой комплекс мероприятий по психологическому изучению, консультированию и коррекции субъектов образовательного процесса, способствующих повышению эффективности учебной деятельности и профессиональной направленности.

Задачи психологического сопровождения личностной и профессиональной самореализации студентов:

-осуществление успешной адаптации студентов-первокурсников в образовательной среде вуза;

- формирование субъектной позиции обучающегося;

- определение основных составляющих и развитие образа – Я личности;

- формирование у студентов стремления к самореализации личности через дидактическую, практическую и исследовательскую деятельность;

- развитие интеллектуальных и творческих ресурсов студента;

- формирование социального интеллекта, культуры общения и социальных качеств личности;

- формирование эмоционально-волевой активности;

-формирование знаний и представлений о будущей профессиональной деятельности; актуализация профессиональных намерений студента.

На первом курсе у студентов формировалось: ценностное отношение к будущей профессии; уважительное отношение к вузу и преподавательскому составу вуза, корпоративная культура.

На втором курсе развивались профессиональные перспективы: ближние, средние, дальние. Вместе с тем развивалась позиция субъекта образовательной деятельности и доверительные отношения с преподавателями.

На третьем курсе, в рамках формирования «Я – образа», развивались представления о внешних и внутренних препятствиях, осложняющих достижение профессиональных целей, знания о своих достоинствах, способствующих преодолению препятствий, оценивалось представление о «Я-реальном» и «Я-идеальном».

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Теоретические основы обучения учащихся прикладным художественным работам: история
На основе изучения психолого-педагогической, научно-методической искусствоведческой литературы определяются дидактические возможности использования декоративно-прикладного искусства и прикладных художественных работ в трудовом обучении учащихся. Основополагающее значение для теоретико-методологичес ...

Графы. Применение графов к решению задач
Графы – это рисунки, которые состоят из точек и линий, соединяющих эти точки. Каждая пара точек в графе может быть соединена линиями . Линия указывает на связь между двумя точками . Точки называются вершинами графа , а линии - рёбрами. С какими графами вы встречаетесь повседневной в жизни? (схемы а ...

Педагогическая запущенность – главная причина низкой успеваемости школьников
Одной из причин низкой успеваемости школьников является педагогическая запущенность. Опыт работы учителей, педагогических коллективов свидетельствует о том, что индивидуальный и дифференцированный подход в учебной и воспитательной работе с педагогически запущенными детьми дают положительные результ ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru