Особенности состояния биологических знаний учащихся вспомогательной школе

Педагогика сегодня » Состояние знаний о животных учащихся вспомогательной школы » Особенности состояния биологических знаний учащихся вспомогательной школе

Страница 1

Исходя из вышеперечисленных данных можно сделать вывод, что состояние биологических знаний учащихся вспомогательной школы ниже среднего.

Если сразу после изучения материала по теме "Птицы" у школьников остается 42% усвоенных знаний, то по истечении нескольких месяцев остается всего 24%.

По данным исследованиям видно, что учащиеся в основном усваивают тот материал, с которым сталкиваются в жизни, который подкреплен наглядно и практически.

Если рассмотреть варианты ответов школьников в ходе первого и второго эксперимента, то можно выявить следующие особенности состояния биологических знаний учащихся вспомогательной школы:

- у школьников бедные представления о внутреннем строении животных.

Например, при перечислении органов пищеварения все дети опираются на органы, поддающиеся чувственному восприятию:

рот, так как он является внешним органом пищеварения, учащиеся его видят;

желудок, учащиеся знают, где он находится, так как у этой категории детей выражено чувство необходимости в удовлетворении своих потребностей (в данном случае в еде).

- отмечаются сложности в выделении существенных признаков животных.

Например, при перечислении отличительных признаков птиц школьники зачастую называют несущественные: есть ноги, едят, ходят, большие, маленькие и другие.

- наблюдается недостаточность осмысления и усвоения биологической терминологии.

Например, крылья – это отличительный признак птиц от других позвоночных животных. Но когда дети называют их "руки", тогда признак теряет свою значимость, так как этим словом можно назвать и лапы.

- отмечаются затруднения в процессе перечисления птиц по признаку "Место обитания".

Например, вместо предполагаемого ответа, большинство детей начинали перечислять всех птиц, которых они знают: ласточка, воробей, орел и так далее.

- выявлены трудности в овладении приемами обобщения, классификации, сравнения, анализа и синтеза.

Например, при назывании отличий между сердцем птиц и пресмыкающихся, дети обращались к поочередному описанию этих объектов. При этом не называя существенных отличительных признаков.

По данным третьего и четвертого исследования выявлено, что ученики испытывают затруднения в выделении причинно-следственных связей, существующих в природе: подменяют причины следствием и случайными ассоциациями, однозначное раскрытие многозначных связей, ответы описания, ответы-тавтологии.

Например, на вопрос "Почему у грызунов резцы всегда одного размера?" они отвечают: "Потому что они грызут" или "Удобно есть мясо".

На вопрос "Почему волки живут стаями?" отвечают: "Добывают добычу" или "Потому что все бегают".

На вопрос "Почему у млекопитающих температура тела постоянная?" отвечают "Они находятся в холоде" или "Хладнокровные".

На вопрос "Почему хищных животных относят к млекопитающим?" отвечают "Питаются пищей" или "Они млекопитающие".

На вопрос "Почему ежей (сов) нужно охранять?" отвечают "Что б не съели".

Таким образом, состояние биологических знаний учащихся находится на уровне ниже среднего.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Роль научно-методической деятельности в повышении эффективности процесса подготовки спортсменов
В условиях острой конкуренции в сфере спорта высших достижений большое значение приобретают научные исследования по определению путей совершенствования системы подготовки спортсменов, охватывающей в единстве спорт высших достижений и спортивные резервы. Наука о спорте направлена на выработку новых ...

Образование как система и как педагогический процесс
Образование как система — это совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов, сеть реализующих их образовательных учреждений, органов управления образованием. Современная система образования нашей страны строится на основании Закона Российской Федер ...

Задачи на взвешивание и переливание
Данное занятие предлагается провести в виде "лабораторной" работы. Разбить класс на 2 группы. Каждой из групп предложить по задаче на взвешивание и переливание, после чего команда должна рассказать (показать) решение. Для следующих задач необходимо заранее подготовить сосуды емкостью 300м ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru