Роль коллективного анализа и саморефлексии в становлении и корректировке лидерских качеств подростков

Педагогика сегодня » Развитие позитивных лидерских качеств подростков в условиях детского общественного объединения » Роль коллективного анализа и саморефлексии в становлении и корректировке лидерских качеств подростков

Страница 2

В раскрытии категории деятельности философы называют тот предмет, который человек выделяет своей собственной активностью. Основным конструирующим элементом такого выделения является «задача» (М.А. Рогов).

Есть и другие точки зрения, когда под деятельностью понимается труд и мышление (С.Л. Рубинштейн).

Л. П. Буева в понятие «деятельность» вкладывает разносторонний смысл, определяя его как процесс создания общественных субъективных условий для своего существования и развития, процесс преобразования социальной реальности в соответствии с общественными потребностями, целями и задачами.

М.С. Каган под деятельностью понимает способ существования человека и полагает, что соответственно его самого можно определять как действующее существо.

Наиболее универсальным, хотя и не полным определением понятия «деятельность», принято считать следующее: деятельность есть специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование этого мира на основе освоения и развития наличных форм культуры.

Отметим, что общим во всех определениях является понимание деятельности как формы активного отношения человека к фактической деятельности.

К незыблемым постулатам психолого-педагогической науки относится то, что личность человека развивается и формируется в системе общественных отношений в зависимости от условий его жизни, но, в первую очередь, в процессе деятельности и общения.

Н.Ф. Голованова, А.В. Мудрик утверждают, что воспитанник как носитель социального опыта, овладевает не просто суммой знаний, сведений, образцов, навыков, а учится тем способам деятельности и общения, результатом которых он является. Главным элементом психолого-педагогического механизма социального опыта выступает деятельность. Чтобы деятельность человека можно было назвать социально значимой (полезной обществу, в котором находится личность), она должна быть носителем совокупности качеств, необходимых для социально значимой деятельности. Вслед за А.Н. Леонтьевым, П.П. Платоновым, А.Л. Уманским под деятельностью в нашем исследовании понимается присущий только человеку вид активности, характеризующийся следующими признаками:

-субъект - осуществляющий реализацию деятельности;

-объект - противостоящий субъекту;

-предмет, на который направлена деятельность субъекта;

-технология деятельности субъекта в данной ситуации;

-орудия, используемые субъектом в процессе реализации деятельности;

-результат - измененный в ходе деятельности предмет.

Деятельность предъявляет к субъекту определенные требования. « . любые качества личности, - пишет К.К. Платонов - развиваются только в процессе той деятельности, для выполнения которой они нужны, и в процессе которой они, следовательно, активизируются».

Не любая деятельность развивает лидерские качества, а лишь та, которая ставит подростка в определенное отношение к коллективу людей. Именно многообразная деятельность, направленная на приобретение лидерского опыта способствует развитию лидерских качеств. Если же деятельность подростков односторонняя, к примеру, сведена преимущественно к решению интеллектуальных задач, то и возможности развития лидерских качеств будут ограничены. В детском общественном объединении подростки получают определенные знания, развивают умения лидера в различных видах предлагаемой им деятельности. Подросток сознательно выбирает для себя ту позицию, в которой наиболее полно реализуются его возможности и желания.

Как отмечает А. Г. Кирпичник, в детском объединении подросток наравне и вместе с равными себе по жизненному опыту может осуществлять выбор форм и видов доступной для него деятельности, способов ее реализации и совместно с другими переживать удовлетворение от результата своих усилий. Подросток в процессе деятельности познает себя, самосовершенствуется и развивает свои лидерские качества.

Страницы: 1 2 3 4 5


Новое в образовании:

Рекомендации по оптимизации оздоровительной работы в ДОУ
Оздоровительно-образовательный процесс в ДОУ должен строиться исходя из принципа комплексности и охватывать все основные направления развития ребенка: познавательное, эмоциональное, социально-нравственное. Особое внимание при этом необходимо обратить на совершенствование физического развития, что о ...

Роль литературных произведений на занятиях технологии
В концепции государственной политики в области образования указано, что образование является главным средством сохранения и трансляции культуры будущим поколениям. Через образование человек удовлетворяет личностные потребности в самообразовании. В настоящее время перед общеобразовательной школой ст ...

Дифференциация обучения, как средство повышения эффективности учебной деятельности младших школьников
Главная цель средней общеобразовательной школы - способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать основанное на общечеловеческих ценностях мировоззрение, гуманистические отношения, обеспечивать разн ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru