Будущее любого государства зависит от степени внимания общества к вопросу воспитания подросткового поколения, поэтому в большинстве стран правительства стремятся поддерживать и стимулировать развитие детского движения.
Подростковый возраст, по словам Л.С. Выготского, не может быть охвачен одной формулой. В подростковом возрасте в связи с отмечающейся противоречивой оценкой, подсознательной неуверенностью возможно доминирование отрицательных эмоций. В этом возрасте аффективные конфликты вызываются столкновением противоположных мотивов («хочу-нельзя»). Л.И. Божович характеризует подростковый возраст с точки зрения эмоционального развития как возраст, богатый внутренними противоречиями. Противоречия касаются самооценки, рождают подсознательную неуверенность, снижение активности и т.д. Однако подростковый возраст является наиболее благоприятным временем для развития эмоциональных аспектов самосознания.
Родители рассматривают своих повзрослевших дочерей и сыновей детьми, которые нуждаются во взрослой опеке. Вместе с тем подростки и юноши обладают наличными потребностями в соответствии с перечисленными социальными группами. По отношению к родителям они испытывают потребность в эмоционально-оценочных чувствах. Они хотят немногих, но глубоких чувств со своими сверстниками. У подростков и юношей выражены потребности в познании, получении высшего образования и экономической деятельности. Наконец, у них обострено чувство включенности в социальные отношения и актуальна потребность в изменении социально-экономической и нравственной ситуации к лучшему.
К сожалению, у подростков и юношей формируются и отрицательные установки, что, несомненно, отражается в их поведении и деятельности. По отношению к родителям они не хотят следовать их советам. Нереализованные надежды взрослых, зависть со стороны стареющих родителей, сосредоточенность на быстром и скором удовлетворении материальных потребностей не способствуют позитивной идентификации молодежи. В формировании их соответствий упущен момент развития ответственной самостоятельности, у подростков отсутствует привлекательный опыт пластичных отношений, не формируются разумные ценностные ориентации и ценности. Именно в этом выступает проблема отделения «хороших» лидерских качеств от «плохих». В настоящее время проблема раннего выявления, развития и воспитания будущих лидеров активно исследуется в педагогике и психологии разных стран мира. Растет ее популярность в отечественной науке и образовательной практике. В научных исследованиях и в обыденном сознании подготовка будущих лидеров все более воспринимается как стратегическая государственная задача. С ее решением связываются надежды на прогресс общества.
Задача отбора и подготовки социально перспективных подростков, потенциальных лидеров, которые при наличии соответствующих качеств, умений и навыков способны быть лидерами детского общественного объединения, а в перспективе - взять на себя ответственность за решение насущных проблем, является достаточно актуальной.
Проблема создания, развития и успешной деятельности детских общественных объединений не может быть положительно решена при отсутствии подготовленных лидеров детского движения. Необходима грамотная, систематическая работа с будущими лидерами: целенаправленно скомплектованный и подготовленный актив сможет в дальнейшем стать резервом организаторов детских общественных объединений.
Многие российские ученые в области воспитания и образования в своих работах касались вопросов развития лидерских качеств подростков, разрабатывали различные концепции педагогической поддержки саморазвития, самоопределения, самоутверждения и самосознания школьника. Это известные имена, такие как: О.С. Газман, А.В. Мудрик, И.А. Колесникова, С.В. Бондаревская, А.Н. Тубельский, Г.К. Селевко, С.Г. Шуман и многие другие.
Проблема становления личности подростка рассматривалась в исследованиях Э.Ш. Камалдиновой, Р.А.Литвак, Э.С. Соколовой и др.
Влияние социальной среды на развитие личности подростка раскрыто в трудах В.Г. Бочаровой, А.В. Мудрика, А.Я. Найна, В.Д. Семенова и др.
Большой интерес представляют работы, посвященные различным аспектам лидерства. Теории и практике выявления лидеров и реализации ими организаторских и лидерских функций посвящены работы А.Н. Лутошкина, В.В. Петровского, Л.И. Уманского. Стили лидерства раскрыты в работах Е.В. Андриенко, А.В. Запорожца, А.В. Петровского, Г.М. Андреевой. Вопросы соотношения лидерства и руководства освещены в исследованиях И.П. Волкова, Р.Л. Кричевского, Б.Д. Парыгина, М.В. Удальцовой.
Многие отечественные и зарубежные авторы анализировали лидерские качества личности: Л.И. Уманский, А.Г. Шмелев, А.Н. Лутошкин, Е.В.Горохова, Т.В. Махина, Р. Хейфетц, Д. Лори, Дж. Пикен.
Особую значимость представляют работы, посвященные деятельности детских общественных объединений. Вопросы истории, организации и функционирования детских общественных объединений рассматриваются в работах А.В. Волохова, А.Г. Кирпичника, М.Е. Кульпединовой, Н.М. Костиной, Д.Н. Лебедева, Э.А. Мальцевой, М.И. Рожкова, Т.В.Трухачевой, И.И. Фришман и др.
Содержательны результаты и выводы в теоретических исследованиях, обобщенные в диссертациях и монографиях последних десятилетий: О.В. Чугуновой о детском общественном объединении как о способе педагогического влияния на социальную активность подростков; В.Ю. Большакова о педагогических основах развития лидерской одаренности у старших школьников; О. А. Павловой о социально-педагогических условиях реализации лидерского потенциала старших подростков во временных детских объединениях; Т.Е. Вежевич о педагогических условиях развития лидерских качеств учащихся. Основной интерес ученых направлен на изучение воспитательных функций детских организаций (Ю.Н. Таран, В.В. Ковров, Д.Н. Лебедев), уделяется внимание вопросам подготовки взрослого к работе с детьми в детском общественном объединении (А.Г. Кирпичник, М.Е. Кульпединова, Е.Л. Рутковская), социализации личности подростка в детском общественном объединении (А. В. Волохов).
Вопросы развития лидерских качеств подростков затрагиваются лишь в контексте школьного коллектива (Т.Е. Вежевич) или в условиях временного детского коллектива (И.П. Волков, О.А.Павлова).
Анализ теоретических и научно-практических источников показал, что проблема определения педагогических условий эффективного развития лидерских качеств подростков в детском общественном объединении недостаточно исследована в качестве отдельной проблемы.
Таким образом, возникает ряд противоречий:
между потребностью современного общества в лидерах, необходимостью развития лидерских качеств подростков - членов детских общественных объединений и недостаточным вниманием к целенаправленному развитию лидерских качеств подростков в детском общественном объединении;
между наличием научных знаний в сфере деятельности детских общественных объединений и недостаточной практической разработанностью педагогических условий этого развития;
между потребностями практики в организации педагогического влияния на развитие лидерских качеств подростков в детском общественном объединении и недостаточным методическим обеспечением этой деятельности.
Проблема: условия становления позитивных лидерских качеств подростков
Объект: развитие подростков в условиях детского общественного объединения (ДОО).
Предмет: развитие лидерских качеств подростков в условиях детского общественного объединения
Цель: разработать комплекс мер по развитию позитивных лидерских качеств подростков в условиях детских общественных объединений.
Гипотеза: лидерские качества подростков в условиях детского общественного объединения получат позитивное развитие, если будут:
изучены процессы развития лидерства в отечественных и зарубежных ДОО;
раскрыты механизмы влияния коллектива на развитие лидерских качеств подростков;
определены условия развития позитивных элементов лидерских качеств;
изучен опыт работы по развитию лидерских качеств подростков в условиях детских общественных объединений;
предложен комплекс мер по развитию позитивных характеристик лидерства подростков.
Задачи:
изучить сущность понятия и функции лидерства в подростковом возрасте;
проанализировать развитие лидерства в истории отечественного и зарубежного детского движения;
выявить проблемы лидерства в современных детских общественных объединениях;
раскрыть социально-психологические и педагогические механизмы влияния коллектива на развитие лидерских качеств подростков;
разработать и реализовать комплекс мер по развитию позитивных лидерских качеств подростков в условиях ДОО.
Новое в образовании:
Краткая история трудового и технологического обучения
в России
В России «Ручной труд» начал преподаваться с 1884 г. Широкое распространение в общеобразовательной школе получила система трудового обучения, созданная К. Ю. Цирулем, русским педагогом, основателем русского мануализма. Рассматривая ручной труд как средство гармонизации умственной и физической деяте ...
Программа работы социального педагога с родителями
Комплексная программа по педагогическому просвещению родителей проводилась в Хальчанской общеобразовательной школе Ветковского района Гомельской области. Участие в этой программе приняли 35 родителей. Пояснительная записка Cовершенно очевидно, что на вопрос, только ли семья может обеспечить воспита ...
Общее представление о познавательных процессах
Познание мира в ощущениях и в восприятии. Для того, чтобы жить и ориентироваться в окружающем, человек должен воспринимать и перерабатывать информацию, уметь ее анализировать, выделять из нее наиболее существенные для себя сведения. Значимой, или существенной, называется такая информация, которая с ...