Социальные механизмы влияния коллектива на развитие лидерских качеств подростков

Педагогика сегодня » Развитие позитивных лидерских качеств подростков в условиях детского общественного объединения » Социальные механизмы влияния коллектива на развитие лидерских качеств подростков

Страница 1

Анализ феномена лидерства необходимо проводить только в реально действующей группе, поскольку лидерство как феномен проявляется только в малой группе.

Малую группу характеризует психологическая и поведенческая общность ее членов, которая выделяет и обособляет группу, делает ее относительно автономным социально-психологическим образованием. Малая группа - центральное понятие групповой динамики. В нашем случае малой реальной группой является детское общественное объединение.

Несмотря на то, что существуют разные подходы к определению понятия «детское общественное объединение», точки зрения исследователей во многом совпадают.

Детское общественное объединение, по мнению М.Е. Кульпединовой, Д.Н. Лебедева, представляет собой созданное на добровольной основе самостоятельное общественное формирование детей и взрослых для совместной деятельности в целях удовлетворения детьми социальных потребностей и интересов. Признак добровольности, самостоятельности называет при определении данного понятия и Е.В. Титова.

А.Г. Кирпичник рассматривает детское общественное объединение через понятие «форма организации». ДОО - это форма организации несовершеннолетних граждан для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности в социальной среде.

А. В. Малиновский дает следующее определение: «Детское объединение - разновидность малой группы, функционирующей как социальная организация, имеющей свободно формируемую организационную структуру демократическую иерархию «взрослый - ребенок» и активные личные социальные отношения, осуществляемые в ролях, содержание которых формирует взаимодействие внутри группы».

С позиции социальной психологии сущность детской организации может быть определена как свойственная данной общности - социальному организму - ценностно-мотивационная основа, авансирующая удовлетворение социальных притязаний ребенка определенного возраста в его реальных взаимоотношениях с материальным миром, с окружающей действительностью, представляющая социальные интересы детей в различных общественных сферах, содействующая полноценному взаиморазвитию личностных качеств и средовых возможностей[8].

С точки зрения социологии сущность детской общественной организации можно определить как специфическое социокультурное образование, интегрировано представляющее жизненные ценности детства, реальные возможности обеспечения разносторонних потребностей и интересов ребенка в данном социуме.

Сущность детской организации с точки зрения педагогики может быть представлена как интегрированная совокупность специально созданных средовых условий, обеспечивающих устойчивые социально-педагогические культурообразующие взаимоотношения детей и взрослых как равноправных партнеров с различным социальным статусом, направленных на оптимизацию их социального взаиморазвития и совершенствование окружающего жизненного пространства.

Вышеизложенные дисциплинарные позиции в толковании сущности детских общественных организаций сформулированы в авторском варианте Е. Дмитриенко.

Говоря о детском общественном объединении, авторы учебного пособия «Педагогика детского движения» Э.Л. Мальцева и Н.М. Костина рассматривают сущность детского общественного объединения, представляя ее так же в трех аспектах.

Социальный аспект проявляется в потребности общества организационно оформить социальную активность детей, включить их через детское общественное объединение в освоение опыта социальных отношений, т.е. направить социализацию ребенка в общественно одобряемом направлении. Через ДОО ребенок не только обогащается опытом, но и реализует себя как личность, влияя на жизненные обстоятельства и окружающих людей.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Натюрморт и его особенности
Натюрморт (фр. Nature morte–мертвая натура; англ. still life, нем. Stilleben) - жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в единую группу. В натюрморте изображаются предметы обихода, труда, творчества, цветы и плоды, ...

Снижение мотивации в учёбе – одна из причин низких результатов в учёбе
Снижение мотивации в учёбе обнаруживается в полном отсутствии познавательной направленности у ребёнка. В этом случае можно предположить, что совместных познавательных занятий взрослые с ребёнком никогда не вели, не привили интерес к учёбе. В случае дефицита мотивации имеющиеся задатки не превращают ...

Принципы работы интерактивных досок. Телеконференции
Как правило, большинство так или иначе знакомых с компьютерной техникой, к числу аппаратных мультимедиа-средств безошибочно относит акустические системы (колонки), звуковую карту (плату) компьютера, микрофон, специальную компьютерную видеокамеру и, возможно, джойстик. Все эти приборы, действительно ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru