Домашнее задание — одна из возможных форм обучения, вид самостоятельной работы, которая является элементом непрерывного учебного процесса. Осуществляя такую деятельность, ученик подчас сталкивается с недостатком времени, попадает в цейтнот. Однако находится быстрый выход из этого положения — дети начинают уделять больше времени так называемым "трудным предметам" (математика, физика, иностранный язык), а "легкие предметы" (история, география) оставляют на потом. Это приводит к поверхностному изучению некоторых дисциплин гуманитарного цикла.
Учитель может предложить детям некоторые методики подготовки домашнего задания — и ребята значительно сократят время, необходимое для подготовки к уроку истории. Всё это произойдет без ущерба для понимания исторического процесса в целом.
Подготовка домашнего задания по истории России — это самостоятельная работа, которая выполняется два-три раза в неделю, в течение нескольких лет.
Со временем она становится рутинным и малоинтересным занятием, от которого хочется поскорее избавиться. Однако любой ученик в состоянии разнообразить и сделать более увлекательной и интересной эту работу, а следовательно, сократить время на ее выполнение. Всё это возможно, если подходить к домашнему заданию творчески.
Следует нацеливать детей не только на запоминание исторических фактов, но и на анализ их, сопоставление. Ученики наши должны охватывать взглядом весь исторический процесс.
Подготовка домашнего задания по истории России — это самостоятельная систематическая работа с учебной литературой, работа, в результате которой необходимо запомнить огромное количество фактического материала.
Труд колоссальный. Для облегчения этого труда следует воспользоваться уже известными методиками или создать такую систему подготовки домашнего задания, которая устроила бы большинство учащихся в классе. Применяя удобную школьникам систему усвоения знаний, можно достичь высокого КПД, если говорить языком физики.
Позволю себе предложить несколько методов подготовки домашнего задания. Поэтапное их освоение, движение от простой методики к развернутой открывает широкие перспективы для творчества, привносит в процесс изучения отечественной истории элементы самопознания, узнавания и признавания своих возможностей, своего мироощущения; а в целом будит интерес к предмету, устраняет монотонность и однообразие при выполнении домашнего задания, побуждает к творчеству.
Все эти методики в принципе известны. Наша задача — их систематизировать и найти наиболее удобную для конкретного класса, группы, ученика. Впоследствии можно двигаться дальше, используя другие методики, чтобы помочь создать детям собственную систему самостоятельной подготовки к уроку истории.
Первый метод: чтение, пересказ заданного материала, ответ на предложенные вопросы.
Второй метод: чтение, составление собственного плана пересказа текста, пересказ.
Третий метод: чтение, составление хронологической таблицы, пересказ.
Четвертый метод: чтение, выстраивание ответа с использованием модуля.
Пятый метод: создание композиции ответа с использованием предшествующих методов или их элементов.
По своему усмотрению учитель выбирает один из этих методов и рекомендует использовать его при подготовке домашнего задания. Если он перестает устраивать учителя или детей, можно перейти к другому, более эффективному.
Давайте рассмотрим эти методики внимательнее.
Первый метод
На взгляд дилетанта он самый несложный. Следуя ему, нужно прочитать два-три раза содержание параграфа, а потом пересказать его. Далее следует найти в тексте ответы на предложенные вопросы.
Новое в образовании:
Принцип компьютеризации обучения
Быстрое развитие электронных вычислительных машин привело к тому, что ими начали интересоваться и как средством дидактической работы. Оказалось, что компьютеры можно использовать не только для быстрых и сложных расчетов, но и для сбора и переработки информации, непосредственно пригодной для дидакти ...
Современные критерии оценки игр и игрушек
Культивирование игры в современном обществе происходит, прежде всего, через игрушку. Игрушка с самого раннего детства представляется в самостоятельное пользование ребенка. Однако в самостоятельной деятельности ребенка (если с ним никто не играет или он не видит игр других) она является лишь объекто ...
Социально-культурная деятельность ДОЛ как неотъемлемый
компонент его социокультурного пространства и фактор развития досуговой культуры
подростков
Деятельность человека, в том числе досуговая, всегда реализуется в определенных пространственно-временных рамках и несет в себе соответствующие свойства пространства и времени как всеобщих форм бытия материи. Пространство характеризует протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие ...