Роль домашнего задания в процессе преподавания истории в средней школе

Педагогика сегодня » Роль домашнего задания в процессе преподавания истории в средней школе

Урок начинается с домашнего задания, с того, когда, как и, главное, зачем его дают учащимся. Продуманное, взвешенное, интересное домашнее задание способно творить чудеса. А чтобы оно было таким, надо сделать все возможное, чтобы, выполняя работу, ученик пусть хоть на секунду почувствовал бы вкус хотя и крошечного, но лично им сделанного для себя открытия, а значит, понял бы, что эта работа может приносить радость и пользу. А для этого ребят надо увлечь предметом. И диалектика здесь простая: интересно на уроке и домашнее задание не в тягость, а интересное, с душой выполненное дома задание неоценимо помогает уроку. В.А. Сухомлинский, например, в своей книге так писал об этом: "Нельзя забывать, что ребенок, не испытавший радости от ученья, не познавший чувства гордости после преодоления трудности – несчастный человек. Дать ребенку ощутить радость труда, … наполнить его сердце гордостью и чувством собственного достоинства – первостепенная задача педагогики". Вполне очевидно, что как существуют разные точки зрения на организацию обучения, так и по проблеме домашнего задания существуют различные, порой противоречивые, мнения. Мы хотим в этой статье высказать свою точку зрения, которая совпадает с многими практикующими учителями: "Мы должны научиться достигать цели урока на самом уроке, чтобы иметь возможность совсем отказаться от домашних заданий или только давать творческие задания"

В настоящее время учебные планы невыполнимы без домашних заданий, но без достаточной эффективности самого урока, домашняя работа не имеет образовательной ценности. Привычка к регулярной самостоятельной работе, выполнение заданий различной сложности – вот что относится к целям, которые мы преследуем, давая задание на дом.

Подходить к проблеме домашнего задания без учета накопленного положительного опыта нельзя. Сюда относится, например, принцип единства обучения на уроке и домашней работы учащихся. Наряду с этим в современной методике домашнего задания существует целый ряд вопросов, касающиеся повышения ее эффективности и качества. Большие исследования в области домашнего задания были проведены за рубежом.

Так американские ученые пришли к выводу, что слишком объемные домашние задания приводят к снижению успеваемости школьников. Например, дети, тратящие на выполнение уроков от 30 минут до 1,5 часа, получают лучшие оценки, чем те, кто занимается по 4 часа. Исследователи Университета штата Пенсильвания доказали связь между успеваемостью школьников и объемом уроков, заданных на дом. По их данным, 8% учеников начальных классов в США тратят более четырех часов на подготовку домашних заданий в день. При этом в странах, являющихся для американцев эталонами успеваемости, – Японии и Тайване – эти показатели составляют 1% и 5% соответственно. Исходя из цифр, ученые сделали вывод, что большие домашние задания ведут к снижению успеваемости. Например, в Китае вообще не задают домашних работ. Но там и учебный год длится 10,5 месяца, и учатся дети по 6 дней в неделю, не говоря уже о более значительной продолжительности самого учебного дня".

Мы считаем, что косность и формализм обитают там, где объем и время, требующиеся для выполнения домашнего задания, его целесообразность не продуманы достаточно основательно; где учитель в ходе урока не проверяет, поняли ли ученики задание и все ли могут самостоятельно с ним справиться; где выполнение домашнего задания проверяется непоследовательно и не используется а дальнейшей работе на уроке; где не применяются разнообразные формы домашнего задания и методы его контроля.

Стремясь к повышению качества и эффективности урока, не следует задавать на дом то, что достигнуто на уроке, тем не менее, домашнее задание – неизбежная составная часть и необходимое дополнение к хорошему уроку, потому что лишь единение урочной и внеурочной работы учащихся могут быть достигнуты образовательные и воспитательные цели. Домашнее задание – как и все педагогические мероприятия – должны служить развитию личности учащегося. Чтобы обосновать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, нужно выявить взаимосвязь между видами деятельности, предлагаемым домашним заданием и теми личностными качествами, которые должны развиваться в этой деятельности. Конечно, никто не требует от учителя, чтобы он с высокой точностью мог обосновать каждое свое задание, но в отдельных сложных или спорных случаях это делать полезно.

В данной курсовой работы в качестве теоретического и практического материала были использованы учебники и монографии, таких авторов как: Вагин А.Л. , Запорожец Н.И., Островский О.Б., Медников Н.. Гольденберг. И мн.др, а также материалы периодической литературы.

Цель курсовой работы: обосновать роль домашнего задания в процессе преподавания истории в средней школе.

Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи к курсовой работе:

- рассказать об основных целях и типах домашних заданий.

- описать домашние задания по работе с материалом учебника.

- рассмотреть домашние задания исследовательского характера.

Структура работы. Моя курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка используемой литературы.


Новое в образовании:

Межпредметные связи как социально-педагогическая проблема
Разговор о межпредметных связях начался с того времени, когда в школе было введено раздельное преподавание учебных предметов, обусловленное базисным развитием науки. В эпоху Возрождения прогрессивные педагоги, выступая против схоластики в обучении, подчёркивали важность формирования у учащихся пред ...

Основные подходы к определению и реализации роли родителей как субъектов ДОУ
Работа с родителями – это процесс общения разных людей, который не всегда проходит гладко. Естественно, в любом детском саду могут возникнуть проблемные ситуации во взаимоотношениях педагогов и родителей: · конфликты между родителями из – за детей; · родительские претензии к воспитателям по тем или ...

Экспериментальные исследования развития творческого воображения детей дошкольного возраста
Цель исследования – сравнить уровень творческого воображения детей среднего и старшего дошкольного возраста. На основании изученной литературы, методических рекомендаций и требований к данной возрастной группе, мы выбрали те параметры, по которым будем оценивать уровень развития творческого воображ ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru