домашний учебный задание история
Одной из педагогических технологий обучения, получивших распространение в последние годы, является учебно-исследовательская деятельность учащихся.
Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом, имеющий своей целью построение субъективно нового знания. Учебное исследование сохраняет логику исследования научного, но отличается от него тем, что не открывает объективно новых для человечества знаний. Однако если говорить об ученических исследованиях узкоприкладного, экспериментального характера, то результаты вполне могут нести в себе и определенную объективную новизну.
Учебные исследования можно разделить на три вида: монопредметные, межпредметные, надпредметные.
Монопредметное исследование — это исследование, выполняемое по конкретному предмету, предполагающее привлечение знаний для решения какой-либо проблемы именно по данному вопросу. Результаты выполнения этого вида исследования не выходят за рамкй отдельного учебного предмета и могут быть получены в процессе его изучения.
Межпредметное исследование — это исследование, направленное на решение проблемы, требующей привлечения знаний из разных учебных предметов. Результаты выполнения межпредметного исследования выходят за рамки отдельного учебного предмета и не могут быть получены в процессе его изучения.
Надпредметное исследование — это исследование, предполагающее совместную деятельность учащихся и учителя, направленное на исследование конкретных личностно значимых для учащихся проблем.
В процессе обучения математике на уроке и во внеклассной работе используется монопредметное исследование. Вместе с тем многие знания по математике используются в других видах исследований. Чаще всего используются такие темы курса математики как статистика и теория вероятностей, проценты, пропорции.
Структура домашнего задания учебного исследования соответствует логике научного исследования.
Главное направление – установление связей между учебной темой, учебным материалом и собственным жизненным опытом ребёнка, его практической деятельностью, служившей основным источником этого опыта.
Если в случае с учёным-исследователем главное – само новое знание, то в случае с учеником самое ценное – исследовательский опыт. Именно этот опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом и самым важным приобретением ребёнка. Ученик в процессе исследования устанавливает истины, новые только для него, а не для науки. В отличие от поисковой беседы учащиеся совершают "открытия" более самостоятельно, роль учителя в исследовательском методе не уменьшается, а возрастает. Он ставит проблему, создаёт проблемную ситуацию, обеспечивает учащихся необходимым фактическим материалом, руководит их деятельностью.
Исследовательский метод определяется как самостоятельное решение учащимися новой для них проблемы с применением таких элементов научного исследования, как наблюдение и самостоятельный анализ фактов, выдвижение гипотезы и ее проверка, формулирование выводов, закона и закономерностей. Применение исследовательского метода возможно в ходе решения сложной задачи, анализа информации из первоисточников, разрешения поставленной учителем проблемы.
Однако исследовательский метод обучения охватывает не весь процесс обучения. Ученик не может и не должен усваивать весь объем знаний только путем личного исследования и открытия новых для себя законов, правил и т.д., поскольку самостоятельное исследование требует больше времени, чем восприятие объяснения учителя. И все это ему нужно научиться применять в процессе выполнения домашних заданий по истории.
Формы задания при исследовательском методе обучения могут быть различными. Это или задания, поддающиеся быстрому решению, или домашние задания на определенный срок.
Процесс выполения домашенго задания исследовательского характера включает в себя:
включение элемента поиска во все задания учащихся;
раскрытие познавательного процесса,
организация целостного исследования, осуществляемого учащимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением родителей, при их помощи (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов).
Учебный эксперимент предполагает организацию освоения элементов исследовательской деятельности — таких, как планирование и проведение эксперимента, обработка данных и их анализ. Учебный эксперимент может включать элементы или в целом научное исследование. Это наблюдение и изучение фактов и явлений, выделение проблемы, постановка исследовательской задачи, определение цели, задач и гипотезы эксперимента, разработка методики исследования, его плана, программы, метода обработки полученных результатов, проведение пилотного эксперимента, собственно эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, интерпретация полученных фактов, формулирование выводов, защита результатов экспериментального исследования.
Новое в образовании:
Работа с бумагой на уроках технологии и ее роль в образовательном процессе
Большинство уроков труда в начальных классах посвящены работе с бумагой. Бумага сама по себе – кладовые фантазии и игры воображения. А если его соединить с ловкостью рук, то все можно оживить, дать как бы вторую жизнь. Изготовление игрушек, поделок из бумаги – труд кропотливый, увлекательный и очен ...
Сущность и характеристика творческих способностей
Когда мы пытаемся понять и объяснить, почему разные люди, поставленные в примерно одинаковые ситуации, достигают различных успехов, мы обращаемся к понятию «способности». «Творческие способности – это индивидуальные особенности качества человека, которые определяют успешность выполнения им творческ ...
Формы межпредметных связей и методика их реализации
В опыте вспомогательной школы лишь очень немногие учителя пытаются установить межпредметные связи начального курса географии с другими учебными предметами. Обычно это осуществляется в форме очень краткого напоминания: «Вы изучали по естествознанию ." и т.д. Большинство учителей не уделяют этом ...