Использование оригами в педагогических целях

Целью занятий оригами в школе является не запоминание как можно большего числа разнообразных фигурок из бумаги, а развитие общих способностей ребёнка, которые пригодятся ему в жизни и в процессе обучения другим предметам. Педагоги давно подметили, что оригами:

-Развивает способность работать руками, точность движений пальцев, улучшает восприятие информации

-Развивает пространственное воображение, зрительное восприятие информации, учит читать чертежи;

-Учит следовать устным инструкциям и последовательности действий;

-Стимулирует развитие памяти, в том числе мышечной;

-Учит концентрации внимания;

-Развивает уверенность в собственных силах,

-Развивает коммуникативные способности;

-Развивает творческие способности и исследовательские навыки;

-Знакомит на практике с основными геометрическими понятиями.

Складывая фигурки из бумаги, человек поневоле концентрирует своё внимание на этом процессе. Действуя автоматически, без контроля сознания, заниматься оригами невозможно. Поэтому занятия оригами являются своеобразной психотерапией, способной на время отвлечь человека от повседневных мыслей, то есть направить его внимание на творческую работу. Оригами повышает активность, как левого, так и правого полушарий мозга, поскольку требует одновременного контроля над движениями обоих рук, что, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению целого ряда показателей.

Экспериментальные психологические исследования влияния оригами на школьников показывает, что это занятие:

-Развивает навыки мелких и точных движений пальцев как правой, так и левой руки;

-Повышает активность правого и левого полушарий мозга;

-Развивает интеллектуальные способности;

-Активизирует творческое мышление;

-Развивает пространственное воображение;

-Улучшает глазомер;

-Снижает тревожность;

-Стабилизирует на высоком уровне эмоциональное состояние.

Первые попытки использовать оригами в педагогических целях в Европе связывают с именем немецкого гуманиста Фридриха Фребеля (1782-1852 г.г.). Именно ему принадлежит заслуга создания в начале XIX в первых детских садов и внедрения практики их работы в систему образования Германии, а впоследствии и других стран Европы. Целью его жизни было не просто преподавание, а "облагораживание всего человечества посредством улучшения системы воспитания и образования". Фребель полагал, что первейшая и главная задача педагога - способность органическому развитию заложенных в ребёнке природных данных. Он лично общался с Песталоцци, бывшим тогда на вершине своей педагогической славы, и находил его идеи весьма близкими своим взглядам.

Вслед за Руссо Фребель считал природу лучшим учителем человечества. Он стремился воплотить в жизнь свою идею о том, что постоянная практическая деятельность ребёнка является составной частью воспитания и способствует его умственному развитию. Для Фребеля ручной труд был направлен "не на подготовку ремесленника, но на выработку более совершенного человека'1. Он говорил,- что жизнь, движение и знание есть три части одного аккорда. Знание постигается через движение, что способствует естественному росту ребёнка. Его философия воспитания и образования включает четыре важных компонента: свободную активность, творчество, участие в жизни социума и мышечную активность. Основываясь на этих целях, Фребель предлагал своим ученикам развивающие игры, манипулирование предметами. Основы геометрии он предлагал изучать не с помощью линейки, циркуля и отвлечённых понятий, а через осязаемые реалии складывающейся бумаги.

Начиная с середины XX в. оригами становится известным в Европе и Америке. В апреле 1967 г. создается Английское общество оригами. Параллельно идёт становление этого искусство в США. В России толчок развитию оригами дают создание в 1989 и 1991 г.г. общественные организации - Московский и Петербургский центры оригами. В октябре 1995 г. выходит в свет одобренное Министерством образования Российской Федерации первое издание учебника для начальной школы: "Уроки оригами в школе и дома". С 1996 г. в Москве издательская фирма "Аким" начинает печатать журнал "Оригами. Искусство складывания из бумаги". В марте 1996 г. в Петербурге проходит Первая Всероссийская конференция "Оригами и педагогика", материалы которой издаются отдельным сборником. Конференция становится традиционной и проводится теперь ежегодно. Оригами вводится как дополнительный или факультативный предмет в ряде школ страны. В 1998 г. в США издательство ST. Martin Press выпускает книгу "Russian origami", в которой представлены лучшие работы в технике складывания, изобретённые в России. История развития отечественного оригами происходит буквально на наших глазах.


Новое в образовании:

А. де Сент-Экзюпери. Маленький принц
Вот тут-то и появился Лис . —Поиграй со мной, — попросил Маленький принц. — Мне так грустно. —Не могу я с тобой играть, — сказал Лис. — Я не приручен. —Ах, извини, — сказал Маленький принц. Но, подумав, спросил: —А как это — приручить? —Это давно забытое понятие, — объяснил Лис. — Оно означает: соз ...

Общение как коммуникативная деятельность детей с нарушением зрения
Общение - это основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей. Общение имеет огромное значение для общего психического развития ребенка, для становлени ...

Краткая история гимназии №54 г. Челябинска
История гимназии восходит к 60-м годам 20-го века, когда 1 сентября 1957-го года была открыта средняя общеобразовательная школа №54 города Челябинска. В 1976 году для школы было построено новое здание. Одна из особенностей работы школы в этот период состояла в существовании двух профильных спортивн ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru