Для того чтобы не упустить ребенка или помочь семье в исправлению, в результате совместных усилий педагогического коллектива создается банк данных. В его основе материалы — полученные от классных руководителей, информация из разных центров (Центр семейного воспитания. Центр занятости. Центр социальной адаптации и реабилитации подростков, Кризисный центр, из органов милиции (участковый, инспекторы по делам несовершеннолетних), здравоохранения, медико-психолого-педагогической комиссии и т.д.
В банк данных вошли сведения о различных категориях подростков. Фамилии подростков, состоящих на внутришкольном учете, выделены желтым цветом, в Центре семейного воспитания — красным, в милиции — зеленым. Указан тип семьи: неполная, многодетная, опекунская, криминогенная и т.п., приведены подробные сведения о родителях и лицах, их замещающих (опекуны, образование, место работы, должность). На каждого проблемного подростка и на проблемную семью заведена карточка, где дана краткая характеристика каждого члена семьи, родственниках, сведения о бытовых условиях, о состоянии здоровья школьника и его родителей, указаны основные причины неблагополучия в семье, отклонения в поведении и развитии подростка
Посещение семьи — дело сложное, тонкое, исключающее поспешность. Малейшая недоработка — и семья, так остро нуждающаяся в помощи, не сможет раскрыться, поведать о своих бедах. Так, семья Л. встретила «группу поддержки» без восторга, настороженно. Все члены семьи ожидали морализирования, приготовились молча слушать, как их будут ругать. учить, как правильно жить. Но прозвучали совсем неожиданные для семьи слова:
«Давайте вместе подумаем, чем вам помочь. Хотите ли вы что-то исправить, изменить в своем доме?» Именно такие предложения могут положить начало сотрудничеству социального педагога, школы и семьи.
Практика показывает, что возможно заключение контракта с семьей на определенный срок от полугода до двух лет (этот метод заимствован из голландской программы «ИН-СТАП» и апробирован в Центре семейного воспитания г. Люберцы). Не все семьи готовы к заключению контракта, к адекватной оценке всего происходящего вокруг нее.
Визит в семью повторяют через несколько дней. Мало что изменилось с той первой встречи. Не надо строить иллюзий, что приход педагога с группой в одночасье изменит семью настолько, что взрослые перестанут употреблять алкоголь.
Связь с семьей, с которой только-только налаживаются контакты, обязательно должна быть систематической, постоянной, а не эпизодической или периодической.
Социальному педагогу важно осознавать, что он не одинок в работе. А для этого ему нужна поддержка и помощь со стороны многих организаций и учреждений города (Центр семейного воспитания, органы соцзащиты, Союз одиноких и многодетных матерей, Центр занятости и др.).
Используя личностно-деятельностный подход, социальный педагог дает ориентиры семье и помогает ей самоорганизоваться на решении собственной проблемы. Толчком к этому часто становится благоустройство своего жилья, ремонт квартиры за счет материальных затрат Центра семейного воспитания. Такая совместная деятельность способствует оздоровлению микроклимата в семье.
Новое в образовании:
Рекомендации по использованию сайта класса в проектной деятельности
Информационные технологии прочно вошли в наши педагогические будни. Педагоги используют компьютерные технологии на уроках. Различные программы помогают учителю в организации урока. Учителя начальных классов давно оценили достоинства Microsoft PowerPoint, программу, которая позволяет не только прово ...
Глава семьи и авторитетный расклад в чеченской семье
Говоря о проблеме гуманистического воспитания методами чеченской народной педагогики, следует отметить необходимость учета этических норм семейного, трудового, физического, духовно-нравственного воспитания, так как в их основе лежат такие принципы, как честность, человеколюбие, терпение, сдержаннос ...
Искусство фотографии. Функции фотографии, направления в работе с фотографией,
методы работы с фотографией
Фотография занимает немалую часть нашей сегодняшней жизни. Это очень обычно для нас – взять в руки фотокамеру, отправляясь в путешествие, на прогулку, встречу или праздник. Нажатие кнопки при наведении объектива на интересующий нас объект формирует готовый снимок. Все достаточно просто на первый вз ...