Социальные механизмы влияния коллектива на развитие лидерских качеств подростков

Педагогика сегодня » Развитие позитивных лидерских качеств подростков в условиях детского общественного объединения » Социальные механизмы влияния коллектива на развитие лидерских качеств подростков

Страница 3

Рост социальной активности, интенсивное развитие личности подростка, формирование его мировоззрения, самосознания и стремление к самореализации позволяет определить подростковый возраст как сензитивный для развития лидерских качеств.

Детские общественные объединения, по мнению О.Д. Чугуновой, могут играть важную компенсаторную роль, обеспечивать необходимый уровень самооценки, поддерживать благоприятный социальный статус, служить условием защищенности подростка, восполнять недостаток событийности в жизни.

А. Г. Кирпичник, рассматривая значимость детских общественных объединений, указывает на необходимость детского движения детям для проявления инициативы, самостоятельности, для посильного и реального участия в жизни общества, для реализации стремления к взрослости и утверждения своей личности в значимой для общества деятельности.

А. В. Волоховым сформулированы правила включения детей в деятельность детского общественного объединения: приоритет интересов личности ребенка; реализация интересов каждого ребенка; недопустимость включения ребенка в деятельность вопреки его желанию; приоритет увлечения своим примером над поучением; уважительное отношение к личности ребенка; недопустимость унижения его чести, достоинства; равенство детей и взрослых в решении всех вопросов, касающихся деятельности детского объединения; единство требований всех к каждому, каждого во всем, включая требования взрослых к детям и детей к взрослым

В настоящее время исследованы такие феномены, как «воспитательное пространство повседневности школьного бытия подростка» (Д.В. Григорьев); воспитательное пространство детского сада (Е.В. Кабанова), класса (В.Е. Перова), городской и сельской школ (В.Г. Кашков, М.И. Овечкин), малого города (М.В. Корешков). Исследованы факторы гуманизации воспитательного пространства: национальные традиции (Г. А. Рогова), игра (Л.В. Куликова); субкультура школы (П.Т. Ширяев), учреждение дополнительного образования (В.А. Бородулин).

Первая попытка систематизировать различные подходы к пониманию категории воспитательного пространства была предпринята Н.Л. Селивановой, которая рассматривает сложившиеся варианты определения воспитательного пространства. Воспитательное пространство понимается учеными как специально организованная педагогами совместно с детьми гуманитарная «среда в среде», которая создает не только дополнительные, но и принципиально новые возможности развития личности школьника. Это пространство рассматривается как временное сочетание источников энергии, способных обеспечить развитие личности в соответствии с определенными целями, и как условие развития личности ребенка.

Так, например, Л. Н. Новикова рассматривает воспитательное пространство как педагогически организованную среду. Согласно ее позиции, воспитательное пространство - это педагогически целесообразно организованная среда, окружающая отдельного ребенка или множество детей (класса, школы, дома, двора, микрорайона, села, малого или большого города, области). В этом случае основным механизмом создания воспитательного пространства является взаимодействие образовательных, культурных, медицинских и других учреждений, объединенных единым пониманием педагогических задач, едиными принципами и подходами в воспитании.

Как часть среды, где господствует определенный, педагогически сформированный образ жизни, рассматривает воспитательное пространство Ю.С. Мануилов.

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru