Обогащение коммуникативной компетентности подростков в психолого-педагогической теории и практике

Педагогика сегодня » Условия обогащения коммуникативной компетентности учащихся сельской школы » Обогащение коммуникативной компетентности подростков в психолого-педагогической теории и практике

Страница 1

Обогащение рассматривается как педагогическая стратегия предполагающая реализацию совокупности условий (форм, способов, приемов, средств, механизмов), обеспечивающих обогащение коммуникативной компетентности учащихся сельской школы.

В Программе Ключевые компетенции 2000 (Oxford Cambridge and RSA Examinations) в разделе «Коммуникация» говорится о «компетенциях речи и восприятия информации на слух, чтения и письма». «Эти компетенции могут использоваться при ведении дискуссий, при использовании диаграмм для иллюстрации речи / доклада, чтении материалов, необходимых для проекта, заполнении форм заявок и т.п., написании эссе».

Требования, выдвигаемые к коммуникативной компетентности, предусматривают как устную (дискуссии, доклады, презентации), так и письменную (чтение, понимание и написание различного рода текстов) формы коммуникации. Каждая из этих основных способностей или умений анализируется, т.е. подразделяется на свои составляющие, и операционализируется, т.е. переводится на язык действия. Далее выделяются пять уровней сформированное в зависимости от сложности задачи. Здесь мы рассмотрим только первые три уровня, так как дальнейшие ступени, по нашему мнению, выходят далеко за рамки возможных требований к выпускнику школы.

Способность участвовать в обсуждении и/или дискуссии один на один или в группе означает, что учащийся на первом уровне умеет: а) получать информацию о предмете дискуссии, чтобы говорить то, что имеет к нему отношение; б) выражаться ясно и адекватно ситуации; в) слушать, понимать речь участников и соотносить свои высказывания с ними.

На втором уровне учащийся умеет: а) поддерживать дискуссию относительно простых предметов адекватно ее целям и ситуации, приводя аргументы, высказывая мнения и идеи; б) владея, в том числе, и невербальными средства ми коммуникации: манера, жесты, громкость голоса и др.; в) способствовать прогрессу дискуссии, например, подводя итог сказанного, фокусируя внимание участников на целях дискуссии и т.д.; г) продемонстрировать, что он слышит и понимает участников, например, с помощью языка телодвижений, показывая свой интерес; д) адекватно реагирует, например, путем тактично высказанного комментария, вопроса и т.д. Нужно иметь в виду, что первые два уровня являются фундаментом, т.е. все, что достигнуто на предыдущих ступенях, на дальнейших уровнях сохраняется.

На третьем уровне учащийся умеет: а) поддерживать дискуссию относительно сложных предметов адекватно ее целям и ситуации, т.е. решать, когда и в какой мере участвовать в дискуссии для достижения ее цели (например, дать сложное объяснение или аргументацию, объяснить событие, высказать мнение в соответствие с актуальной ситуацией); б) при слушании других участников и соотнесении своих высказываний с ними учитывать более тонкие их особенности, например, культурную принадлежность, гендерные аспекты и т.д.; в) стимулировать окружающих к эффективному участию в дискуссии, создавая возможность включения их в дискуссию.

Умение делать небольшие выступления рассматривается в Кембриджских материалах как продвинутая ступень устной коммуникации, поэтому оно появляется только на втором уровне. Этот вид речевого общения нельзя четко отделить от обсуждения или дискуссии, так как внутри обсуждения могут возникать ситуации, в которых необходимо сделать небольшие выступления. Таким образом, второй уровень коммуникативной компетенции подразумевает, что испытуемый умеет: а) подготовить речь, т.е. изучить тему, подготовить заметки, отобрать иллюстрации и т.д.; б) использовать язык в соответствии с ситуацией, например, не использовать специальные технические термины, которые необходимо объяснять аудитории; в) придерживаться предмета выступления, не отклоняясь от темы; г) структурировать сообщение, чтобы слушатели могли легче следовать за развиваемой мыслью; д) удерживать внимание аудитории (например, путем изменения интонации); е) использовать графические изображения для иллюстрации основной мысли.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Интерпретация полученных результатов
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы, был проведен контрольный эксперимент.На данном этапе исследования решались задачи:1. Определение уровня развития творческого воображения у детей контрольной и экспериментальной групп ( методика Е. Торренса «Неполные фигуры»).2. Проведение сравнительного а ...

Современное рассмотрение категорий «компетенции», «компетентность», «профессионализм»
Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования, овладения компетенциями, постоянного повышения своей профессиональной компетентности, профессионализма. Прак ...

Родительские собрания
Считается универсальной формой работы, так как присутствие на нем всех или большинства родителей позволяет реализовывать многие из функций взаимодействия учителя и родителей, направленного на развитие личности ребенка, улучшение условий его жизни, а также на самосовершенствование, саморазвитие как ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru