Анализ литературы, проведённый в первом параграфе первой главы нашей работы, показывает, что не существует единого мнения по поводу определения понятий «компетенция» и компетентность».
Понятие «компетентность» так или иначе, определяется большинством авторов как некая совокупность свойств и качеств личности, таких как знания, умения, навыки, способы деятельности и так далее.
Однако, понятие «компетенция» некоторыми авторами не выделяется вообще или же отождествляется с понятием «компетентность». Всё же, те авторы, которые выделяют это понятие как самостоятельную единицу, предполагают, что компетентность формируется путём приобретения компетенций.
Замкнутость социального пространства на селе, удаленность культурных центров, ограниченность сферы социальных связей учащихся создают трудности нравственного воспитания и социальной защиты при вхождении подрастающего поколения в современный социум.
В качестве критериев и показателей распознания коммуникативной компетентности выпускника современные авторы предлагают соответствие следующим критериям: социально - значимой деятельности, направленность личности на предмет социальных отношений, степень активности жизненной позиции. Мы считаем, что социально - ценностными можно назвать лишь те действия, которые человек совершает как намеренно направленные, отражающие систему социальных отношений, его устойчивые социальные свойства и черты характера.
Главная потребность современного подроста — найти свое место в обществе. Однако современный сельский подросток, сохраняя под влиянием социума только ему присущие черты, в целом демонстрируют низкую активность, слабый уровень саморегуляции в деятельности, недостаточную субъективность для эффективной адаптации в социуме.
Во время коммуникации человек усваивает общечеловеческий опыт, ценности, знания и способы деятельности, человек формируется как личность и субъект деятельности, что обеспечит успешное вхождение в социум.
Развитая коммуникативная компетентность позволяют человеку строить рациональное общение с окружающими, а значит и эффективно адаптироваться в современном обществе, самореализовываться, строить карьеру, быть успешным на современном рынке труда.
К показателям способности к общению мы относим: желание вступать в контакт с окружающими; умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, проявлять эмпатию, умение решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими. А также, важным показателем достаточного и высокого уровня
коммуникативной компетентности наряду с коммуникативными умениями считаем целесообразным отнести систему отношений к учению, труду, коллективу, где, собственно, и реализуются коммуникативные умения.
Анализу эффективности избранных и теоретически обоснованных педагогических условий для обогащения коммуникативной компетентности в условиях сельского социума посвящена глава 2 данного исследования.
Новое в образовании:
Домашние задания исследовательского характера
домашний учебный задание история Одной из педагогических технологий обучения, получивших распространение в последние годы, является учебно-исследовательская деятельность учащихся. Под учебной исследовательской деятельностью школьников обычно понимается процесс решения ими творческой, исследовательс ...
Методика изложения теории вероятностей в школе
Различают традиционные и современные методы обучения. Традиционные методы направлены на обучение готовым знаниям, и учебная деятельность учащихся носит репродуктивный характер, и не способствует эффективному развитию. Внешне традиционный метод проявляется в хорошо известной форме, когда учитель изл ...
Методы исследования развития
лидерских качеств в подростковых группах
В профессиях, которые по своему содержанию связаны с активным взаимодействием человека с другими людьми, в качестве стержневых выступают коммуникативные и организаторские способности, без которых не может быть обеспечен успех в работе. Главное содержание деятельности работников таких профессий - ру ...