Психологический аспект связан с реализацией стремления детей к общению. ДОО расширяет представления ребенка о себе, способствует реализации идеальных представлений о своей роли, жизненном пути.
Педагогический аспект: ДОО занимает посредническую позицию между детством и обществом, создает условия для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений.
Согласно исследованию О. Д. Чугуновой, включенность в детское общественное объединение позволяет подростку наиболее полно удовлетворить свои социальные потребности, реализовать стремления и интересы, для которых в иных видах детских объединениях в силу их особенностей нет достаточных условий.
Стремление подростков к объединению - естественная потребность в этом возрасте, поскольку, объединяясь в группы, подростки стремятся самоутвердиться, самореализоваться.
Доминанта этого возрастного периода - общение и действие. Именно в общении подростком осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Общение подростка со сверстниками, сравнение себя с другими, интерес к собственной личности, своим способностям и возможностям создают благоприятные условия для развития самосознания в этом возрасте. С коллективом сверстников подростка связывают основные интересы, общественная работа, привычный стиль жизни, традиции. Подросток дорожит мнением коллектива и отдельных сверстников, прилагает усилия, чтобы найти и занять в коллективе достойное место. Л. С. Выготский среди основных групп ярких интересов, которые определил как доминантные, он выделил такие: интерес подростка к собственной личности; установка подростка на обширные, большие масштабы; тяга подростка к сопротивлению; стремление подростка к неизвестному. Среди новообразований этого возраста ученый отмечал развитие рефлексии и на ее основе - развитие самосознания .
Л.И. Божович вслед за Л.С. Выготским отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии подростка появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни Л.И. Божович считала, что в подростковом возрасте формируется новообразование, которое она называла «самоопределением». С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции подростка.
По справедливому суждению В.В. Рогачева, одна из тенденций развития личности в подростковом возрасте - это удовлетворение потребности в поисковой активности и достижении. «Это делает данный возраст наиболее деятельным, позволяет включить старшеклассника в социальную деятельность, особенности которой определяются интенсивным ростом самосознания и стремлением к самореализации».
А. А. Реан отмечает, что в подростковом возрасте повышается потребность в организаторской деятельности. Подростки готовы принять на себя роль лидера, привлечь ребят к организации какой-либо деятельности.
Характерная черта подросткового возраста - превращение ребенка во взрослого. У подростка формируется желание что-то значить. Все это повышает его активность, включает в общественную жизнь. Дети с ярко выраженными коллективистскими мотивами, организаторскими способностями, как правило, относятся к этой возрастной группе. Вхождение подростка в группу предполагает его поиск своего места в структуре коллектива, где в результате групповой дифференциации и выделяются лидеры.
Новое в образовании:
Особенности творческой подиумной коллекции
Второй этап разработки коллекции — воплощение замысла коллекции в конкретных моделях — проходит с учетом всех перечисленных выше особенностей потребителей. При этом, разумеется, существует специфика создания как коллекции высокой моды, перспективной коллекции, так и массовой промышленной коллекции. ...
Особенности письменной речи детей с общим недоразвитием речи
Общее недоразвитие речи выражается в том, что нарушается как звуковая сторона речи (включая фонематические процессы), так и смысловая. Оно имеет разную степень выраженности, имеющую, по классификации Р.Е. Левиной, 3 уровня: I уровень – отсутствие общеупотребительной речи; II уровень – начало общеуп ...
Речевая деятельность и ее роль в жизни незрячих детей
Речевая деятельность, являющаяся процессом общения посредством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает и развивается в трудовой деятельности. Будучи средством общения, речь в то же время является специфически обобщенной формой отражения действительности. Речевая компенсация ...