Психологический аспект связан с реализацией стремления детей к общению. ДОО расширяет представления ребенка о себе, способствует реализации идеальных представлений о своей роли, жизненном пути.
Педагогический аспект: ДОО занимает посредническую позицию между детством и обществом, создает условия для гармонизации опыта коллективных и индивидуальных отношений.
Согласно исследованию О. Д. Чугуновой, включенность в детское общественное объединение позволяет подростку наиболее полно удовлетворить свои социальные потребности, реализовать стремления и интересы, для которых в иных видах детских объединениях в силу их особенностей нет достаточных условий.
Стремление подростков к объединению - естественная потребность в этом возрасте, поскольку, объединяясь в группы, подростки стремятся самоутвердиться, самореализоваться.
Доминанта этого возрастного периода - общение и действие. Именно в общении подростком осваиваются нормы социального поведения, нормы морали, здесь устанавливаются отношения равенства и уважения друг к другу. Общение подростка со сверстниками, сравнение себя с другими, интерес к собственной личности, своим способностям и возможностям создают благоприятные условия для развития самосознания в этом возрасте. С коллективом сверстников подростка связывают основные интересы, общественная работа, привычный стиль жизни, традиции. Подросток дорожит мнением коллектива и отдельных сверстников, прилагает усилия, чтобы найти и занять в коллективе достойное место. Л. С. Выготский среди основных групп ярких интересов, которые определил как доминантные, он выделил такие: интерес подростка к собственной личности; установка подростка на обширные, большие масштабы; тяга подростка к сопротивлению; стремление подростка к неизвестному. Среди новообразований этого возраста ученый отмечал развитие рефлексии и на ее основе - развитие самосознания .
Л.И. Божович вслед за Л.С. Выготским отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии подростка появляются новые, более широкие интересы, личные увлечения и стремление занять более самостоятельную, более «взрослую» позицию в жизни Л.И. Божович считала, что в подростковом возрасте формируется новообразование, которое она называла «самоопределением». С субъективной точки зрения оно характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой общественно значимой позиции подростка.
По справедливому суждению В.В. Рогачева, одна из тенденций развития личности в подростковом возрасте - это удовлетворение потребности в поисковой активности и достижении. «Это делает данный возраст наиболее деятельным, позволяет включить старшеклассника в социальную деятельность, особенности которой определяются интенсивным ростом самосознания и стремлением к самореализации».
А. А. Реан отмечает, что в подростковом возрасте повышается потребность в организаторской деятельности. Подростки готовы принять на себя роль лидера, привлечь ребят к организации какой-либо деятельности.
Характерная черта подросткового возраста - превращение ребенка во взрослого. У подростка формируется желание что-то значить. Все это повышает его активность, включает в общественную жизнь. Дети с ярко выраженными коллективистскими мотивами, организаторскими способностями, как правило, относятся к этой возрастной группе. Вхождение подростка в группу предполагает его поиск своего места в структуре коллектива, где в результате групповой дифференциации и выделяются лидеры.
Новое в образовании:
Педагогическая сущность профессиональной деятельности преподавателя,
тренера в физическом воспитании и спорте
Успешность работы педагога по физической культуре, тренера в спорте, учителя физической культуры зависит от уровня профессионализма. "Профессионал — это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, ...
Проектирование путей решения противоречий в межаттестационный период
На первом этапе работы, при сопоставлении реализуемой комплексной «Программы воспитания и обучения в детском саду», под редакцией Васильевой М. А., ГОС НРК Свердловской области было выявлено ряд рассогласований и поставлены следующие задачи: – Создание условий, обеспечивающих нравственное здоровье ...
Проблемная речевая ситуация как методический прием обучения
мотивация говорение речь диалогический В процессе обучения иностранному языку в средней школе основной причиной недостаточно высоких результатов работы является имеющийся разрыв между поставленной целью – практическим владением иностранным языком – и характером учебной работы. В исследовании услови ...