Речевая деятельность, являющаяся процессом общения посредством языка, имеет ярко выраженный социальный характер. Она возникает и развивается в трудовой деятельности. Будучи средством общения, речь в то же время является специфически обобщенной формой отражения действительности.
Речевая компенсация последствий слепоты проявляется главным образом в сфере чувственного познания.
Известно, что речь, слово уточняют, коррегируют и направляют чувственное отражение действительности, позволяет более полно и точно воспринимать предметный мир в ощущениях и представлениях, снимая и фрагментарность и искаженность.
Дефекты зрения ведут к полному либо частичному выпадению зрительных образов из чувственного опыта, причем в ряде случаев предметы и явления внешнего мира оказываются недоступными для восприятия сохранными органами чувств.
Возмещение этих пробелов, а также уточнение и коррегирование недостаточно полных и точных, а зачастую искаженных до полного несоответствия оригиналу осязательных, зрительных и других образов является функцией речи совместно с мышлением.
На основе словесных объяснений, подкрепляемых доступными для слепого чувственными данными, а у ослепших, кроме того, а у ослепших, кроме того, сохранившимися зрительными образами, лица с дефектами зрения получают представления о многих недоступных для их восприятия предметах и явлениях действительности.
Компенсаторная функция речи отчетливо выступает во всех видах психической деятельности слепых: в процессе восприятия, когда слово направляет и уточняет его, при формировании представлений и образов воображения, в ходе усвоения понятий.
Для успешного познания действительности непременным условием является связь обедненного чувственного опыта слепых со словом, которое способствует выделению существенных признаков, установлению связей и отношений между объектами и их частями, позволяет преодолеть формальное усвоение понятий.
Значимость речевого подкрепления подчеркивалась многими известными тифлопсихологами и педагогами, требовавшими словесной проработки объектов познания, трудовых операций и ориентировочных действий.
Речь, слово учителя не только помогают слепым в живой форме расширить и углубить понимание близкого и далекого, но и дает слепым возможность осваивать то, что иначе им было бы недоступно и что зрячие получают при помощи непосредственного восприятия.
Компенсаторная функция речи не исчерпывается познавательной деятельностью - она имеет огромное значение для формирования личности слепого в целом.
Только благодаря речи слепые могут поддерживать контакт с окружающими людьми, ориентироваться в обществе, оставаться его полноправными членами, активно участвующими в общественно полезной деятельности.
Использование педагогом совместных предметных действий с речевым словесным обозначением как самих предметов, так и действий с ними, с одной стороны, стимулирует соотнесение усвоенных ребенком слов с конкретными предметами окружающего мира, с другой - является условием лучшего познания предметного мира в процессе активного оперирования с предметами.
Речь педагога играет огромную роль в жизни слепого человека, так как голос педагога несет познавательную функцию, с помощью слов ребенок ориентируются в пространстве, вся учебная деятельность строится на взаимном общении педагога и ребенка.
Новое в образовании:
Использование метода этической беседы как средства воспитания нравственных
ценностей
Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, предполагающий участие обеих сторон – воспитателя и воспитанников. Воспитатель выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, строит свои отношения с ними на принципах равноправия и сотрудничества. Эт ...
Новые тенденции в индивидуализации обучения
В связи с современными тенденциями образования зачастую все чаще рассматривается процесс образования связанной с инноватикой. Необходимость пристального внимания на педагогические инновации подчеркивается изменением цели обучения в школе и вузе, которая вплотную зависит от быстрых темпов развития с ...
Умственное развитие ребенка
По-видимому, все дети по своей сильной впечатлительности и наблюдательности не оставляют без внимания ни одного из окружающих их явлений; необходимо только, чтобы их стремление не встречало препятствия со стороны окружающих, а, напротив, поддерживалось ими. Обыкновенно же это бывает не так: взрослы ...