Формы и методы индивидуализации в обучении

Страница 1

В учениях Инге Унт при использовании понятия "индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации.

Инге Унт считает, что в реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:

1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями;

2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности);

3) иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);

4) индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы.

Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся влечёт за собой вопрос: как всё это осуществить организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации обучения.

Дифференциация обучения.

Для организации индивидуализации учебной работы как у нас так и за рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов - дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планом и (или) программам. Так создаются относительно гомогенные классы (группы, школы).

В общеобразовательной школе у нас в стране до сих пор распространено два типа классов (школ):

1) созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;

2) сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.

Первые из них, в свою очередь, можно разделить на два вида:

1) сформированные уже в начальных классах (изобразительное и прикладное искусство, музыка, хореография, иностранные языки);

2) созданные в 10 классе.

Классы с углублённым изучением отдельных предметов создаются в основном по тем предметам, специальные способности по которым могут проявляться уже в раннем возрасте.

Классы, созданные на основании дефектов в умственном развитии, рассчитаны на детей с аномальным развитием.

Л.В. Занков и его сотрудники считали неправильным собирать детей в гомогенные классы и утверждали, опираясь на результаты изучения индивидуальных вариантов развития ребёнка, что возможности развития крайне индивидуальны и что для полного развития ребёнка необходимо обучение в таком классе который состоял бы из различных индивидуальностей.

Вопрос, какая форма индивидуализации учебной работы целесообразнее - гомогенизация или гетерогенизация класса, вызывает дискуссии во всём мире.

В доказательство преимуществ гомогенных классов выставляются следующие аргументы: учителю легче работать, ему удобнее приспособиться к различном типу усвоения различными учащимися учебного материала, поскольку здесь различия менее значительны, а необходимость во внутриклассной индивидуализации учебной работы меньше.

Против гомогенных классов выдвигаются следующие аргументы: осознание учащимися того, к какому классу он принадлежит, влечёт за собой снобизм у сильных учащихся и чувство неполноценности у слабых; средние и слабые учащиеся без развивающего влияния сильных учеников. Отрицательной стороной считается также то, что гомогенные классы создаются на основе лишь общих умственных способностей, в результате чего не учитываются различные стороны интеллекта ученика и другие свойства его личности, а также факторы развития.

Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны. Нужно узнать уровень каждого ученика. Именно с этим вопросом о принципах выделения типологических особенностей учащихся и сталкивается в первую очередь учитель, реализующий индивидуализированный подход в обучении.

Учитель должен:

1) видеть рост ученика и учитывать его;

2) наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;

3) выбрать систему работу с каждым из группы учащихся.

4) дифференцировать учащихся на учебные группы по:

а) отношению к учению (познавательный интерес);

б) познавательным способностям;

Страницы: 1 2 3 4


Новое в образовании:

Основные функции управления в деятельности заведующего
Детский сад по своей форме, содержанию и структуре является сложным воспитательным учреждением, и руководство им должно осуществляться на основе принципов и положений науки управления. Управление предполагает умелое использование существующих закономерностей, создание хорошо продуманной системы вза ...

Семья как базовый институт
Крепкая семья - крепкое государство, благополучное общество. Это утверждение, с той или иной степенью аргументации, все чаще можно встретить в научной литературе, в средствах массовой информации, в повсеместном общении. Мы все больше приходим к осознанию того, что именно семья является важнейшим ба ...

Методика проведения специальных игр
Одним из эффективных средств по развитию речи слабослышащих детей старшего дошкольного возраста являются представленные игры по развитию речи, с помощью которых формируется словарь детей, ведётся работа над значениями слов и выражений, совершенствуется активизация словаря в разных видах речевой дея ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru