В учениях Инге Унт при использовании понятия "индивидуализация обучения” необходимо иметь в виду, что при его практическом исследовании речь идёт не об абсолютной, а об относительной индивидуализации.
Инге Унт считает, что в реальной школьной практике индивидуализация всегда относительна по следующим причинам:
1) обычно учитываются индивидуальные особенности не каждого ученика, а в группе учеников, обладающих примерно сходными особенностями;
2) учитываются лишь известные особенности или их комплексы и именно такие, которые важны с точки зрения учения (например, общие умственные способности);
3) иногда происходит учёт некоторых свойств или состояний лишь в том случае, если именно это важно для данного ученика (например, талантливость в какой-либо области, расстройство здоровья);
4) индивидуализация реализуется не во всём объёме учебной деятельности, а эпизодически или в каком-либо виде учебной работы.
Необходимость учёта индивидуальных особенностей учащихся влечёт за собой вопрос: как всё это осуществить организационно? В современной школе, где один учитель одновременно занимается с большой группой учащихся, это и является узловой проблемой индивидуализации обучения.
Дифференциация обучения.
Для организации индивидуализации учебной работы как у нас так и за рубежом на практике использовались многие варианты. Один из вариантов - дифференциация обучения, т.е. группировка учащихся на основе их отдельных особенностей или комплексов этих особенностей для обучения по несколько различным учебным планом и (или) программам. Так создаются относительно гомогенные классы (группы, школы).
В общеобразовательной школе у нас в стране до сих пор распространено два типа классов (школ):
1) созданные в основном на базе специальных способностей, интересов и профессиональных намерений;
2) сформированные на базе уровня общего умственного развития и состояния здоровья.
Первые из них, в свою очередь, можно разделить на два вида:
1) сформированные уже в начальных классах (изобразительное и прикладное искусство, музыка, хореография, иностранные языки);
2) созданные в 10 классе.
Классы с углублённым изучением отдельных предметов создаются в основном по тем предметам, специальные способности по которым могут проявляться уже в раннем возрасте.
Классы, созданные на основании дефектов в умственном развитии, рассчитаны на детей с аномальным развитием.
Л.В. Занков и его сотрудники считали неправильным собирать детей в гомогенные классы и утверждали, опираясь на результаты изучения индивидуальных вариантов развития ребёнка, что возможности развития крайне индивидуальны и что для полного развития ребёнка необходимо обучение в таком классе который состоял бы из различных индивидуальностей.
Вопрос, какая форма индивидуализации учебной работы целесообразнее - гомогенизация или гетерогенизация класса, вызывает дискуссии во всём мире.
В доказательство преимуществ гомогенных классов выставляются следующие аргументы: учителю легче работать, ему удобнее приспособиться к различном типу усвоения различными учащимися учебного материала, поскольку здесь различия менее значительны, а необходимость во внутриклассной индивидуализации учебной работы меньше.
Против гомогенных классов выдвигаются следующие аргументы: осознание учащимися того, к какому классу он принадлежит, влечёт за собой снобизм у сильных учащихся и чувство неполноценности у слабых; средние и слабые учащиеся без развивающего влияния сильных учеников. Отрицательной стороной считается также то, что гомогенные классы создаются на основе лишь общих умственных способностей, в результате чего не учитываются различные стороны интеллекта ученика и другие свойства его личности, а также факторы развития.
Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем, взявшим курс на индивидуализацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определёнными детьми будут наиболее важны. Нужно узнать уровень каждого ученика. Именно с этим вопросом о принципах выделения типологических особенностей учащихся и сталкивается в первую очередь учитель, реализующий индивидуализированный подход в обучении.
Учитель должен:
1) видеть рост ученика и учитывать его;
2) наглядно представлять возможности коллективной работы с различными группами учащихся;
3) выбрать систему работу с каждым из группы учащихся.
4) дифференцировать учащихся на учебные группы по:
а) отношению к учению (познавательный интерес);
б) познавательным способностям;
Новое в образовании:
Композиционные связи моделей коллекции
При проектировании коллекции необходимо учитывать следующие правила, обеспечивающие единство коллекции: 1) единство стилевого решения; 2) создание сценария коллекции — композиционное построение коллекции. Необходимое условие целостности коллекции — наличие композиционного центра — кульминации всей ...
Общенаучные понятия и их роль в научно-педагогических исследованиях
Педагогика, как и всякая наука, имеет свой объект и предмет исследования, свою систему методов и, конечно, свой категориальный аппарат. Категориальный аппарат – совокупность терминов и понятий, которые используются (или вырабатываются) наукой в процессе исследования. В понятиях, которыми пользуется ...
Разработка мероприятий по охране окружающей среды
Инженерно-экологические мероприятия предполагают создание такой природно-промышленной системы, которая позволила бы обеспечить эффективное использование и охрану природных ресурсов в процессе работы того или иного производства. В инженерно-экологические мероприятия входят три группы мероприятий: ин ...