Время как фактор успешности учения

Страница 1

Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом плане рассматривался ритм, темп, насыщенность, продолжительность урока. Я же сделала попытку обратиться к биологическому времени, внутреннему для самого человека. Это время измеряется ритмами, циклами, фазами деятельности.

Факторов успешности учения много. Среди них и генетические способности, и способности ребенка, и пол, и воспитание в семье и школе, и состояние здоровья, и мастерство учителя. Особо выделяется время как объективный и очень устойчивый независимый показатель учебной деятельности. Оно проявляется в деятельности и через деятельность, сохраняя свою автономию.

Ученые изучали влияние социального времени, согласно которому структурирована учебная деятельность в школе (четверти, семестры, триместры), на успешность учения. В результате получили семь типов, характеризующих динамику успеваемости детей. Первый тип характеризовался постоянной величиной успеваемости по всем трем временным интервалам учебной четверти. Таких детей не более 10% из обследованных 150 человек – учащихся начальной и 5–6 классов средней школы. Как правило, это были либо отличники, либо заядлые троечники. Второй тип характеризовался подъемом успеваемости к середине четверти и далее – в ее конце. К такому типу учения относятся 15% учащихся, как правило «хорошисты». Третий тип, напротив, характеризовался спадом успешности с начала четверти, через ее середину, к концу. Таких оказалось 12% учащихся. Четвертый тип – это те, кто начинает и кончает четверть лучше, чем учится в ее середине. Таких более всего – 30%. Шестой тип – те, что достигают вершины в середине и сохраняют ее в конце четверти. Их – 15% от состава изученных. Седьмой тип – те, что снизили успеваемость к середине четверти, так и не подняв ее в конце, их 10%.

Данные показали: во-первых, что тип учебной деятельности, определяемый по факту успешности, есть показатель довольно устойчивый. Почти в 70% случаев у детей сохраняется эта динамика успеваемости по определенным предметам в разные четверти года и в разные годы (изучались три учебных года). Во-вторых, успешность учебной деятельности есть величина, напрямую не связанная с социальным временем учения. Как правило, к концу четверти учителя и ученики стараются повысить успеваемость. По логике вещей, конец каждой четверти должен быть наиболее успешным, давать наиболее высокий средний балл. Данные эти не подтвердились. В-третьих, тип учебной деятельности, определяемый по успешности учения, есть характеристика индивидуальная.

Таким образом, у процесса обучения обнаруживается скрытая структура временного протекания, влияющая на успешность значительно сильнее, чем структура социальная.

Следующим этапом исследования стало изучение этой динамики в течение годового цикла учения. На этот раз учебные четверти заменили месяцами, средние баллы успешности просчитывали в каждый месяц отдельно. Н этих данных строили графики.

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Дидактическая игра - как средство воспитания звуковой культуры речи детей дошкольного возраста
Дидактическая игра (игра обучающая) – это вид деятельности, занимаясь которой дети учатся. Она, как и каждая игра, представляет собой самостоятельный вид деятельности, которой занимаются дети: она может быть индивидуальной или коллективной. Данная игра является ценным средством воспитания действенн ...

Родительские собрания
Считается универсальной формой работы, так как присутствие на нем всех или большинства родителей позволяет реализовывать многие из функций взаимодействия учителя и родителей, направленного на развитие личности ребенка, улучшение условий его жизни, а также на самосовершенствование, саморазвитие как ...

Сущность процесса нравственного воспитания школьников
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей , а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регул ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru