Индивидуализация в последнее время становится все более актуальной из-за стремления современного молодого поколения получать качественно иной образовательный материал. Тесное взаимодействие преподавателя и ученика позволяет значительно повысить уровень знания ученика, а со стороны учителя поднять свой квалификационный уровень, непосредственно изучая различные индивидуальные и психологические особенности своего подопечного, выявляя сильные и слабые стороны личности и соответствующим образом, зная эти особенности и специфические качества воспитуемого, выбирать методы, приемы и средства педагогического воздействия.
Успешность усвоения учебного материала, темп овладения им, прочность осмысленность знаний, уровень развития ребенка зависят не от одной только деятельности учителя, но и от познавательных возможностей и способностей учащихся, обусловленных многими факторами, в том числе особенностями восприятия, памяти, мыслительной деятельности, наконец, физическим развитием. Отсюда следует, что перед каждым учителем постоянно стоит задача - нейтрализовать негативные последствия подобных противоречий, усилить положительные, т.е. создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребенка при классно-урочной форме обучения. Решение этой практической задачи связано с последовательной реализацией дифференцированного и индивидуального подхода к ученикам.
Актуальность выбранной темы: социальный заказ общества в области обучения выдвигает задачу развития личности обучающихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.29 декабря 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" и отметил, что главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому не случайно основной целью обучения является создание максимально благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности, всемерного развития ее способностей, добиваясь получения обучающимися прочных знаний, основ наук и умения самостоятельно пополнять их. Долгие годы педагоги и психологи ведут поиски возможностей создания такой системы образования, которая бы способствовала максимальному развитию учащихся в условиях школы с учетом их индивидуальных особенностей, а также запросов и потребностей общества.
Область исследования: дидактика.
Цель исследования: выявить оптимальные пути организации обучения младших школьников в начальных классах, учитывающие индивидуальные различия учащихся и уровень развития их способности к учению.
Объект исследования: процесс обучения младших школьников.
Предмет исследования: методические основы обучения младших школьников в условиях внутриклассной дифференциации.
В соответствии с целью, объектом и предметом исследования мы поставили следующие задачи:
1) на основе анализа психолого-педагогической литературы:
а) дать определение понятию "Индивидуализация”.
б) рассмотреть требования, предъявляемые к педагогу при реализации индивидуального обучения.
2) раскрыть психологические аспекты и особенности, связанные с возрастной спецификой учащихся.
3) раскрыть новые тенденции в индивидуализации обучения.
4) проанализировать представленный опыт индивидуализации.
5)
Для решения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:
а) теоретические: изучение и анализ философской, психологической и педагогической литературы по теме,
б) эмпирические: изучение опыта работы учителей начальных классов,
в) практические: проведение уроков с использованием приемов и форм индивидуализации.
При написании данной работы нам неоценимую помощь оказали
следующие источники: Бабанский Ю.Б. Оптимизация процесса обучения, Зотов Ю.Б. Организация современного урока, Кирсанов А.А. Индивидуализация учебной деятельности как педагогическая проблема.
Новое в образовании:
Моделирование процессов и явлений компетентностного
подхода к технологическому образованию учителя
На определенном этапе нашего исследования мы, с одной стороны, должны были абстрагироваться от некоторых конкретных явлений педагогической действительности, а с другой – строить и изучать теоретические модели, максимально соответствующие реальным условиям педагогического процесса. Значение метода м ...
Исторический аспект развития проблемы этиологии речевых
нарушений
Термин «этиология» - греческий и обозначает учение о причинах (этио - причина, логос - наука, учение). Проблема причинности издавна привлекала внимание человечества. Развитие этиологии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естественных дисциплин. Кроме то ...
Рекомендации по оптимизации оздоровительной работы в ДОУ
Оздоровительно-образовательный процесс в ДОУ должен строиться исходя из принципа комплексности и охватывать все основные направления развития ребенка: познавательное, эмоциональное, социально-нравственное. Особое внимание при этом необходимо обратить на совершенствование физического развития, что о ...