Исходя из того, что целью начального этапа эксперимента являлся анализ основных тенденций проявления лидерства подростков в детском общественном объединении, были определены следующие задачи.
1. Установить основные представления членов детского общественного объединения «Ника» о личности лидера в группе.
2. Определить отношение подростков к проявлению лидерства в различных сферах деятельности детского общественного объединения.
3. Определить начальный опыт лидерской деятельности членов ДОО.
4. Изучить отношение педагогов к проблеме развития лидерских качеств подростков - членов детского общественного объединения.
В зондирующем этапе эксперимента приняли членов детского общественного объединения -детей подросткового возраста (13-15 лет) - 446 человек.
Дадим краткую характеристику подросткам - членам ДОО:
мальчики - 201 человек - 42,6 %.
девочки - 245 человек - 47,4 %.
Широта охвата опросом ДОО «Ника» обеспечивала возможность представить более полную картину изучаемого явления, получить более достоверную и надежную информацию по исследуемой проблеме.
Обратимся к результатам анализа опроса подростков - членов ДОО, представленных в таблице 1.
Таблица 1 Анализ ответов подростков - членов детского общественного объединения «Ника»
Вопросы |
Полученные ответы подростков |
1. Лидер - это .? |
- Лидер - этот тот, чей взгляд все ребята поддерживают и действуют так, как он предлагает- 33% - Лидер - это тот, кто имеет авторитет в объединении- 28%. - Лидер - это тот, мнение которого все признают- 21%. - Лидер - это тот, кто может в трудную минуту помочь своему объединению- 18%. |
2. Может ли в детском общественном объединении быть сразу несколько лидеров? |
- Да- 52%. - Часто бывает несколько- 26%. -Зависит от конкретной деятельности, от ситуации- 20% - Думаю, что нет- 2%. |
3. Сколько лидеров в твоем детском общественном объединении? |
- Все лидеры - каждый в своем деле- - 58%. -Лидеров несколько человек (комиссар дела, сборком и т.д.)- 38% - Один лидер, который выбирается на определенный срок- 4%. |
4. Есть ли в твоем объединении возможность у каждого проявить себя в качестве лидера? |
-Иногда есть возможность- 43%.-Да- 31%. -Нет, такой возможности нет - 26 %. |
5. Чувствуешь ли ты необходимость в специальных лидерских знаниях и умениях? |
- Да -72 %. - Иногда- 16 % - Нет- 12%. |
Анализ данных таблицы 1 показывает, что, хотя в целом подростки имеют общее представление о лидере и о тех качествах, которые ему необходимы, они не могут дать четкое определение этого понятия.
Таблица 2 Качества лидера по данным опроса (в процентах и рангах)
Качества, которыми должен обладать лидер |
Ответы подростков % ранг |
Ответы педагогов % ранг |
В целом % ранг | |||
1 |
2 |
3 |
4 | |||
Общительность |
26, 6 % |
1 |
21, 4 % |
4 |
24,0 |
3 |
Активность |
24, 4 % |
2 |
27, 4 % |
1 |
25,9 |
1 |
Инициативность |
23, 1 % |
3 |
27, 3 % |
2 |
25,2 |
2 |
Ответственность |
22, 5 % |
4 |
12, 6 % |
10 |
17,6 |
6 |
Организаторские умения |
20, 4 % |
5 |
18, 3 % |
5 |
19,4 |
5 |
Авторитет в глазах группы |
18, 4 % |
6 |
13, 7 % |
9 |
16,1 |
7 |
Уверенность |
17, 8 % |
7 |
21, 6 % |
3 |
19,7 |
4 |
Решительность |
16, 2 % |
8 |
11, 1 % |
11 |
13,7 |
9 |
Настойчивость |
14, 4 % |
9 |
17, 5 % |
6 |
16,0 |
8 |
Честность |
13, 6 % |
10 |
2, 4 % |
18 |
8,0 |
14 |
Быстрота и гибкость ума |
12, 2 % |
11 |
7, 6 % |
13 |
9,9 |
13 |
Эрудированность |
11, 6 % |
12 |
9, 8 % |
12 |
10,7 |
12 |
Сообразительность |
10, 1 % |
13 |
1, 0 % |
19 |
5,6 |
15 |
Доброта |
9, 0 % |
14 |
16, 4 % |
8 |
12,7 |
10 |
Культура речи |
8, 4 % |
15 |
16, 2 % |
7 |
12,3 |
11 |
Самостоятельность в принятии решений |
6,3 % |
16 |
3, 7 % |
16 |
5,0 |
16 |
Уравновешенность |
5, 6 % |
17 |
2, 3 % |
17 |
4,0 |
18 |
Любознательность |
3, 8 % |
18 |
4, 4 % |
15 |
4,1 |
17 |
Чувство юмора |
1, 5 % |
19 |
6, 2 % |
14 |
3,9 |
19 |
Самообладание |
1, 27 % |
20 |
0, 0 % |
20 |
0,6 |
20 |
Новое в образовании:
Принцип целенаправленности
Суть его требований в том, что вся воспитательная и учебная работа и каждая конкретная педагогическая задача должны быть подчинены решению общей цели воспитания – формированию личности гуманиста, активного созидателя и оптимиста, будь то на уроке или во вне урочное время. Приняв в качестве наиболее ...
Культурно-антропологические подходы к исследованию
субкультуры детства
Культура в любую эпоху выступает как целостность, включая в себя совокупность ценностей, убеждений, регулирует поведения определенных групп людей. Культурный мир очень многообразен и усваивается каждым человеком по-разному и полон множества противоречий. Каждый человек есть определено жизненно важн ...
Способ демонстрации результата проделанной работы
Презентация результатов работы перед педагогическим коллективом, на заседаниях школьного МО учителей физической культуры, ОБЖ, технологии, искусства, на заседаниях городского МО учителей физической культуры. Форма отчета по проделанной работе Обобщение опыта работы на уровне школы и ГМО Выступления ...