Анализ развития лидерских качеств у подростков в детском общественном объединении «Ника»

Педагогика сегодня » Развитие позитивных лидерских качеств подростков в условиях детского общественного объединения » Анализ развития лидерских качеств у подростков в детском общественном объединении «Ника»

Страница 6

Анализ данных таблицы 4 позволяет сделать вывод о том, что существенные отличия в показателях организаторских и коммуникативных склонностей в экспериментальной и контрольной группах отсутствуют: 63,6% испытуемых в экспериментальной группе и 56,9% в контрольной находятся на «среднем» и «ниже среднего» уровнях развития коммуникативных склонностей; 58,7% испытуемых экспериментальной группы и 54% испытуемых контрольной группы находятся на «среднем» и «ниже среднего» уровнях развития организаторских склонностей.

В ходе формирующего эксперимента в картах наблюдения педагогами, ведущими секцию, проставлялись условные обозначения, подтверждающие ту или иную степень выполнения командой задания.

На станциях экспериментальная группа работала слаженно, демонстрируя навыки сотрудничества, хороший темп работы, в то время как контрольная группа продемонстрировала некоторое неумение работать в группе при возникновении спорных вопросов, несформированность умения находить компромиссное решение, отсутствие уважения к мнению своих товарищей.

В ходе формирующего этапа эксперимента подростки - члены детских общественных объединений были включены как в различные виды деятельности, способствующие приобретению опыта лидерского поведения, так и в работу над социально образовательными проектами, реализация которых, на наш взгляд, способствует развитию лидерских качеств. В ходе формирующего эксперимента, который проходил в течение двух месяцев, была апробирована экспериментальная программа «Лидер».

Задача заключительного этапа эксперимента состояла в дополнительной проверке и уточнении эффективности выделенных нами педагогических условий.

В ходе эксперимента наблюдались подъем активности, инициативности испытуемых, возросшую значимость детских общественных объединений «среди детей как в школах, при которых существуют данные детские объединения, так и в целом в районах.

Ранее мы отмечали, что важным принципом построения исследования является изучение явлений в развитии. Участие в различных видах специально организованной деятельности во многом связано с теоретической и практической подготовленностью испытуемых к общественной работе. В процессе обучения испытуемые приобрели опыт лидерской деятельности, и это способствовало развитию их лидерских качеств.

Если на начало эксперимента теоретическими знаниями организаторской деятельности владели 11% подростков, то на конец эксперимента - 86% испытуемых. Практический организаторский опыт испытуемых поднялся с 55% до 80%. К моменту окончания эксперимента увеличилось количество подростков, взявших на себя роль организатора, ведущего мероприятия и отказавшихся от роли зрителя или просто участника.

Полагаем, что детское общественное объединение, предлагая члену ДОО более широкий спектр видов деятельности, нежели школа, предоставляет подростку больше возможностей в приобретении опыта лидерского поведения.

Основные педагогические условия, необходимые для эффективного развития лидерства:

• систематическое вовлечение подростков в специально организованную деятельность, направленную на приобретение лидерского опыта;

• использование в деятельности детского общественного объединения технологии социального проектирования с предоставлением каждому подростку возможности реализации различных позиций членов объединения (от исполнителя до организатора);

• систематический педагогический мониторинг динамики развития лидерских качеств.

Детское объединение основывается на близости интересов подростков и добровольном включении ребят в социально ориентированную деятельность. Динамику социальных позиций личности в данном объединении во многом определяет стиль взаимоотношений всех членов коллектива. Наблюдение показало, что в процессе совместной деятельности в детском объединении подростки и взрослые занимают разные позиции (равных членов ДОО, организатора, исполнителя и т. д.), в нем доминируют то деловые, то личностные взаимоотношения. В результате создается определенная эмоциональная сетка отношений, в которой личность ребенка получает разнообразный опыт построения взаимоотношений, что в дальнейшем является необходимой базой развития лидерских качеств.

Для успешного развития лидерских качеств необходима включенность подростка в различные виды и формы деятельности. Вполне закономерно, что школа предлагает чаще всего один вид деятельности - интеллектуально-познавательный, тогда как в исследуемом детском объединении нами были предложены подросткам различные виды деятельности: гражданско-правовая, исследовательская, краеведческая, туристско-спортивная, журналистская, досуговая деятельность, художественное и прикладное творчество и т. д.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Методы и приемы развития умений неподготовленной речи в малых группах
Неподготовленная речь – сложное речевое умение, которое проявляется в способности учащихся без затрат времени на подготовку решать коммуникативно-мыслительные задачи, оперируя усвоенным языковым материалом как в знакомых, так и в незнакомых речевых ситуациях. Все этапы речепроизводства, от внутренн ...

Сущность понятий «творчество» и «детское творчество» в современной науке
Проблема развития творческих способностей многогранная и непростая. Сложность заключается, прежде всего, в самой сущности явления. У психологов и дидактов складываются различные точки зрения, как о природе способностей, так и о самом понятии «творчество» применительно к интеллектуальному развитию у ...

Современные подходы к проблеме моно и политехнизма в сравнении с общетехнической и технологической подготовкой учителя
Существует распространенное мнение, что основной задачей технологического образования уже на школьной скамье является формирование профессиональных навыков. Однако многие исследователи подчеркивают, что в современных условиях технологическое образование нужно рассматривать как процесс и результат у ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru