Дети с временной задержкой психического развития

Страница 1

Причина трудностей обучения и неуспеваемости школьников часто связана с временной задержкой психического развития детей. Исследования, проведенные специалистами разного профиля, в разных регионах нашей страны, показали, что в 50% случаев неуспеваемость была связана с задержкой психического развития, в 24% – с нарушением поведения (синдром двигательной расторможенности) и только в 4% – с умственной отсталостью и с общим недоразвитием речи. В остальных случаях отмечались общая (соматическая) ослабленность, нарушение слуха, зрения.

Группа детей, объединенных характеристикой «временная задержка психического развития», чрезвычайно разнородна. Она занимает промежуточное положение между нормой и легкой степенью умственной отсталости (дебильностью). Как правило, в дошкольном периоде, в коллективе детского сада, эти дети ничем особенно не выделяются среди своих сверстников и поэтому обычно поступают в первый класс массовой школы, а трудности обучения начинают проявляться и нарастать постепенно с увеличением сложности, повышением темпа работы, необходимостью логически мыслить. Такие дети с трудом понимают, что от них требуется, не могут быстро переключиться на новый вид деятельности, плохо осваивают чтение, математику, письмо. Ухудшение состояния (иногда очень резкое – «в саду был как все, а в школе стал хуже всех»), как правило, связано с принципиально новыми требованиями, которые предъявляются к деятельности ребенка. Сложность и в том, что каждый случай «задержки» может иметь свою причину и свои проявления, а значит, требует индивидуальной оценки.

Временная задержка психического развития может возникнуть у ребенка по разнообразным причинам. Чаще всего это патология беременности и родов у матери плохая наследственность, перенесенные ребенком травмы, тяжелые заболевания, особенно в раннем возрасте. В результате неблагоприятного воздействия этих факторов на центральную нервную систему ребенка происходят как бы приостановка или искаженное развитие самых тонких человеческих функций, определенных структур коры головного мозга. Большое значение в этом имеют недостатки социальной среды, в которой воспитывается ребенок. Здесь на первом месте стоит дефицит материнской ласки, человеческого внимания, тепла, недостаток ухода за ребенком, недополучение информации. Именно по этим причинам так часто встречается задержка психического развития у детей, которые воспитываются в детских домах, беспризорные, предоставленные самим себе дети, воспитывающиеся в семьях, где родители злоупотребляют алкоголем, ведут беспорядочный образ жизни.

В результате воздействия всех этих неблагоприятных факторов у ребят к моменту поступления в школу, как правило, не происходит формирование школьно-значимых функций. По сравнению со сверстниками, поступающими в первый класс, у них отмечается крайне недостаточный запас знаний, сведений, умений. Узок их кругозор, бедна речь, слабо развиты моторные навыки. Эти дети никак не осознают себя учениками. В их поведении преобладают детскость, непосредственность, игровые интересы, стремление только к удовольствиям. Познавательные процессы абсолютно не интересуют таких учеников. На уроках они сразу становятся вялыми, скучными или наоборот, излишне беспокойными, совершенно не могут сосредоточиться на задании. Что я и наблюдаю на своих уроках в 6 классе, в котором шесть детей ЗПР. Все, о чем говорится на уроках, проходит мимо них. Для таких учеников характерно стойкое снижение работоспособности с расстройством внимания, памяти, способности переключаться с одного вида на другой. Особенно резко страдают концентрация внимания, целенаправленная деятельность.

На фоне стойкой неуспеваемости, которая характерна для детей с временной задержкой психического развития, часто отмечаются трудности обучения, связанные с речевым, моторным недоразвитием.

Дети, имеющие задержку психического, речевого, или моторного развития, являются очень сложными для массовой школы, требуют от учителя много терпения и внимания. Недопустимо игнорировать их, не оказывать необходимой своевременной помощи, доводить ребенка неправильным подходом, невниманием, негативным отношением до появления у него грубой педагогической запущенности, срыва в психическом здоровье, т.е. до непоправимой ситуации, когда встает вопрос о возможности его обучения вообще в массовой школе.

Занимаясь с отстающими учениками, я стараюсь не допускать, чтобы у ребят образовалась педагогическая запущенность, какой-нибудь пробел. С этой целью я не перехожу к изучению нового материала, пока не усвоен пройденный.

Похвала это маленький успех в успеваемости: «Молодец! Вот видишь, сегодня ты сделал меньше ошибок! Еще постараешься – и совсем будет хорошо!»

На практике я замечаю за некоторыми учителями, которые позволяют себе «забивать» неуспевающего ученика восклицаниями типа «Плохо!», «Опять плохо!», «Не стараешься!» и т.д. Естественно ученик совсем теряет веру в свои силы – «Старайся не старайся – все равно двойка!».

Страницы: 1 2


Новое в образовании:

Свойства древесины как материала декоративно-прикладного искусства
Древесина обладает прекрасными художественными качествами. Умелый резчик выявляет и усиливает их, а неумелый — портит или прячет. Рисунок на плоскости среза древесины — ее текстура может быть либо выявлена и усилена, либо скрыта, завуалирована. В зависимости от характера изделия текстуру в одних сл ...

Особенности религиозного воспитания детей в казахской семье
Религиозные представления и духовная жизнь детей - ещё одни важный компонент детской субкультуры. Детская духовная жизнь представляет собой наиболее глубокую, интимную сторону жизни ребёнка, которая чаще сего скрыта от внешнего наблюдателя. Исследователи отмечают особую мифологичность детского созн ...

Характеристика социальных детей-сирот разного возраста
В исследованиях отечественных и западных психологов дается сравнительная характеристика детей, оставшихся без родительского попечения. Общее физическое, психическое развитие детей, воспитывающихся без попечения родителей, отличается от развития сверстников, растущих в семьях. У них отмечаются замед ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru