Психологические основы анализа урока

Страница 1

Урок

- основная форма, важнейшая единица организации школьного обучения. Профессионализм учителя ярчайшим образом может и должен проявиться в первую очередь именно в ходе урока. Важнейшей составляющей учительского профессионализма (как и вообще уровня развития личности) является высокий уровень развития педагогической рефлексии, т.е. умения по ходу урока анализировать конкретную обстановку и принимать правильные педагогические решения. Несмотря на это, опросы показали, что более 50% учителей ничего не знают о самоанализе и его роли в педагогической деятельности, остальные слышали о нем в школе или в студенческие годы. Вся теоретическая, методическая и психологическая подготовка студента в условиях стационарного обучения есть лишь необходимое, но недостаточное условие формирования рефлексии. Во время педагогической практики у студента есть возможность постоянно анализировать свои и чужие уроки, развивать собственную педагогическую рефлексию.

Именно на уроке происходит процесс координации и интеграции всех действий учащихся, именно на уроке реализуется педагогический принцип единства требований к обучению и воспитанию. Достижение указанных целей возможно на основе следующих принципов:

· деятельностного подхода;

· индивидуального подхода;

· личностного подхода.

Важно, чтобы на уроке весь класс и каждый ученик и полной мере включились в учебную деятельность, т.е.:

· испытывали положительную мотивацию (побуждение) в виде интереса, любознательности, наслаждения процессом самореализации и т.д.;

· ясно осознавали цель урока и отдельных его этапов, т.е. заранее видели конечный результат своих усилий;

· изменяли предмет своей активности, т.е. не просто "поглощали" информацию в готовом виде, а усваивали материал самостоятельно: связывали рассказ учителя с собственным ответом и своими интересами, пересказывали (мысленно) своими словами; приучались делать записи основных мыслей; решали задачи, ставили вопросы, выполняли опыты, рисовали схемы и т.д.

Индивидуальная учебная работа необходима и при оценке деятельности ученика на уроке, при этом важны обоснование оценки, указание на успехи и достижения, рекомендации. Oдним из показателей успешной индивидуальной работы является активность учащихся на уроке, особенности слабых учеников, от урока к уроку все больше проявляющих познавательный интерес.

Внимания учителя требуют и сильные, наиболее развитые и подготовленные ученики. Помня об этом, следует иметь под рукой творческие задания, задачи и упражнения повышенной сложности; практиковать домашние задания исследовательского характера. Делайте это спокойно, корректно, не подчеркивая преимуществ ребят перед товарищами по классу.

Личностный подход предполагает проявление высокой требовательности к ребенку на основе высокого уважения его на человека, личности (А.С. Макаренко). В любых ситуациях, даже экстремальных (когда учитель "имеет" право на гнев!), надо сохранять педагогический такт, "не бранитесь и не раздражайтесь!" (П. Адамецкий). Учитель своими действиями на уроке должен способствовать установлению благоприятной психологической атмосферы, комфортных условий и общения и деятельности для всех учащихся, заботиться о развитии дружественных отношений между детьми. Для этого необходимо:

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Новое в образовании:

Результаты экспериментального исследования по трудовому воспитанию в условиях предметно – практической деятельности
Анализ результатов методики "Перцептивное моделирование" дал нам возможность оценить уровня развития перцептивных действий моделирующего типа испытуемых. Данные предоставлены в таблице № 5. Основная (или нулевая) гипотеза . Различие между контрольной группой и экспериментальной группой по ...

Основные принципы занятий с детьми дошкольного возраста
Педагогика выдвигает следующие дидактические принципы, которые составляют основу обучения детей дошкольного возраста. Принцип развивающего обучения. Чтобы обучение успешно решало стоящие задачи, оно должно быть развивающим. Идея развивающего обучения была выдвинута видным советским психологом Л.С. ...

В. Драгунский. Друг детства
Денис, посмотрев по телевизору соревнования по боксу . «тоже решил стать самым сильным человеком во дворе, чтобы всех побивать в случае чего». А вот дальше будет рассказывать сам Дениска. «Я сказал папе: — Папа, купи мне груш грушу! Он сказал: — Сейчас январь, груш нет. Съешь пока морковку. Я рассм ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru