Психологические основы анализа урока

Страница 6

Взаимодействие учителя с классом есть процесс сложный и зависящий от многих факторов. Но без совместной деятельности учителя и класса не будет главного - собственно познавательного процесса. Во-первых, учитель своим поведением способен создать определенный, настрой учеников уже в первые минуты урока. Настроение учителя, его собственная готовность или неготовность к интенсивной работе, даже его личное отношение к изучаемому на данном уроке материалу во многом влияют па работоспособность и активность класса и вызывают у школьников соответствующие эмоции. Во-вторых, собственное отношение учителя к ученикам, которое он не должен показывать, является весьма важной детерминантой ведущей учебной деятельности. Известно, что отдельные учащиеся и целые классы, от которых учителя ждут более высоких результатов, в итоге эти ожидания оправдывают, даже если объективная оценка их способностей не выше, чем у остальных ребят.

Особо важным моментом взаимодействия на уроке является вопрос учителя - ответ ученика. Необходимо отметить, что для повышения активности всего класса вопросы (особенно требующие размышлений, а не только воспроизведения запомненного, т.е. репродуктивные) следует обращать всему классу и лишь после паузы вызывать конкретного ученика. Ответ на любой вопрос учителя требует от учащегося не только конкретных знаний по теме урока, но и умения сформулировать свои мысли и не растеряться под ожидающими взглядами учителя и одноклассников. Для многих школьников ответ у доски является стрессовой ситуацией, напряженность которой зависит от многих факторов, не только индивидуальных, но и ситуативных. Например, жесткий, требовательный тон учителя, быстрый темп вопросов, нетерпеливое стремление других учеников ответить на тот или иной вопрос создают дополнительный дискомфорт для отвечающего.

В ходе учебной беседы надо чаще обращаться к более робким, слабым ученикам, в то же время не ставя их и неловкое положение. Для таких учащихся деликатное обращение, похвала, одобрение учителя исключительно важны. Педагогу необходимо в ходе урока следить за реакций каждого ученика. В случае недопонимания, сомнения или недоумения, мелькнувшего в глазах учащихся, он должен уметь скорректировать ситуацию: объяснить материал по-другому, усилить экспрессию или подчеркнуть строгую логичность; привести дополнительный пример, вернуться к вопросам, вызвавшим затруднения. Это помогает ученикам и только лучше понять учебный материал, но и установить нормальные отношения с учителем. Дисгармония взаимоотношений воспитателя и воспитанников на уроке может стать серьезным препятствием к взаимопониманию и сделать безрезультатными все попытки учителя воздействовать на учащихся. Психологические исследования свидетельствуют, что привораживать сердца ребят могут только педагоги, творчески и увлеченно работающие

Оценивание работы учащихся - еще один ключевой момент взаимодействия учителя с учащимися. Естественно, оценка работы ученика должна быть адекватной и обоснованной. Однако этого не вполне достаточно. Необходимо, чтобы оценка воспринималась самим учащимся как справедливая и обоснованная. Для этого полезно не просто выставлять оценку в баллах, но и сопровождать ее оценочным комментарием с указанием не только недостатков, но и достоинств работы. При этом оцениваться должна именно деятельность (ответ у доски, письменная работа и т.п.) ученика и ни в коем случае не его личность. В школьной практике довольно высока опасность распространения оценки за учебу на личность ученика в целом (особенно в младших классах).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11


Новое в образовании:

Русский народный костюм, как источник творчества в моделировании одежды
Одним из самых продуктивных источников возникновения новых форм одежды является костюм прошлых эпох, городской и сельский. Сельский крестьянский костюм называют народным. Под этим названием лучшие образцы крестьянского костюма находятся в качестве экспонатов в музеях. Художники-модельеры всех стран ...

Умственное развитие ребенка
По-видимому, все дети по своей сильной впечатлительности и наблюдательности не оставляют без внимания ни одного из окружающих их явлений; необходимо только, чтобы их стремление не встречало препятствия со стороны окружающих, а, напротив, поддерживалось ими. Обыкновенно же это бывает не так: взрослы ...

Сущность концепции совершенствования технологической подготовки будущих учителей
Концепция высшего педагогического технологического образования, включающая переосмысление как содержательного компонента, так и его структурных частей, предполагает обновление методологических, психолого-педагогических и методических подходов к технологической подготовке, направленных на повышение ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru