Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения

Педагогика сегодня » Процесс обучения сжатому пересказу учащихся с нарушением речи » Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения

Страница 1

Устная традиция накопления, хранения материала и его обмена существовала уже в глубокой древности. Вся передача знаний осуществлялась путем запоминания и воспроизведения, т.е. пересказа.

В настоящее время нет единой точки зрения на понятие пересказа. Многие известные педагоги давали свое определение пересказу.

Ф.И. Буслаев рассматривал пересказ, как средство перехода к сочинениям. Главную цель пересказа он видел в том, чтобы научить детей понимать прочитанное и уметь правильно излагать мысли .

В концепции К.Д. Ушинского пересказ является важным средством развития речи ребенка, наряду с беседой по картинкам и в связи с прочитанным.

Он впервые ввел уроки «объяснительного чтения», которые характеризовались систематической работой с детьми над текстами, направленные на то, чтобы учащиеся учились понимать читаемое, выражать в их сознании ясные представления и активизировать мыслительную деятельность. Подготовительными упражнениями к самостоятельным пересказам он считал систему вопросов по прочитанному или прослушанному.

К.Д. Бархин указывал на то, что пересказ выступает в качестве средства проверки, понял ли ученик, что прочитал, запомнил ли он прочитанное, богат или беден словарь учащегося.

По мнению М.А. Рыбниковой пересказ представляет собой «устное или письменное изложение какого-нибудь текста, используемое в процессе анализа литературного произведения, является одним из способов раскрытия основной мысли автора, развития сюжета, характеров, особенностей индивидуального стиля писателя» .

Пересказ нельзя рассматривать как простое воспроизведение текста, основанное на механическом запоминании с последующим повторением слов, составляющих его содержание. Пересказ - это творческий процесс, так как ученики, читая и анализируя текст произведения, отбирают слова и выражения, необходимые для передачи его содержания, и заменяют их другими. Именно пересказать содержание художественного произведения своими словами, сходными и одинаковыми по значению, выступает показателем понимания прочитанного.

Пересказ М.Ф. Гнездилов характеризует, как, довольно сложный акт переработки и воспроизведения воспринятого при чтении, предполагающий целый ряд мыслительных операций, а именно: оценка отдельных моментов, отбор из них наиболее существенных, комбинирование их в соответствии с планом или заданием .

Педагоги К.Д. Бархин, Ф.И.Буслаев, К.Д. Ушийский и др. считали пересказ одним из основных приемов объяснительного чтения и важным средством понимания учащимися читаемого и развития устной речи .

Существуют различные виды классификаций пересказа. По мнению И.И.Срезневского, «пересказы постепенно приучают дитя пользоваться богатством языка, изощряют его внимательность к словам и выражениям». Он разделил пересказы на три группы:

- пересказы прочитанного или рассказанного на уроке,

-пересказы текста, знакомого с прошлого урока,

- пересказы прочитанного вне урока по назначению учителя.

Он выделил краткий и подробный пересказ, наметил, но не разработал методику их проведения.

Такие авторы как М.И. Оморокова, М.Р. Львов и др. подчеркивают необходимость проведения правильно организованной подготовительной работы, направленной на целостное восприятие содержания произведения и его понимание с помощью глубокого всестороннего анализа.

Методисты Н.П. Каноныкин и Н.А. Щербакова установили общий типовой план работы с художественным произведением, который должен видоизмениться от характера произведения, его объема и возраста учащихся. Основными этапами при работе с художественными произведениями явились: подготовительная работа, чтение произведения в целом, чтение по частям с их разбором, работа над планом произведения, пересказ, заключительное чтение и творческие виды работ с прочитанным материалом.

Подготовительная работа должна обеспечить полноту и яркость первого восприятия произведения.

Заинтересованность учеников в анализе художественного произведения, весь ход работы на уроке во многом зависит от его восприятия. Учащимся младших им средних классов присущи возрастные недостатки восприятия, поэтому знакомя их с произведением, необходимо опираться на их повышенную эмоциональность и создать эмоциональную атмосферу для первичного знакомства с произведением, которое является условием для наиболее адекватного восприятия.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Математический кружок как форма внеклассной работы по математике
Математические олимпиады обычно посвящаются решению задач, но возможны олимпиады по вычислению на счетах, в навыках быстрых и безошибочных подсчетов. Проведение олимпиад должно быть предусмотрено планом работы учителя. Участие детей носит добровольный характер. Олимпиада проводится в 3 тура. В нача ...

Организация контроля знаний по информатике в старших классах на основе тестирования
В настоящее время среди психологов и педагогов существуют различные точки зрения на целесообразность применения тестов в школьном обучении. Проблема заключается не столько в том, использовать или не использовать тесты, сколько в том, с какой целью их применять. Принципиально недопустимо использоват ...

Техника анализа урока
Директор школы разбирает урок: "Урок мне понравился. Объяснение было увлекательным, интересным, ученики слушали внимательно. Чувствуется хорошая научная подготовка учителя. Отпеты учащихся были неплохие, особенно К. Талантливый парень, привлекал дополнительную литературу. Пожалуй, С. вы занизи ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru