Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения

Педагогика сегодня » Процесс обучения сжатому пересказу учащихся с нарушением речи » Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения

Страница 3

В составлении словесного (логического) плана учащимся необходимо разделить текст на законченные в смысловом отношении части, найти основное в каждой части, общую мысль, кратко и четко сформулировать эту мысль в виде заголовка части текста или пункта плана. Именно словесный

план учит школьников кратко и четко формулировать свои мысли, опираясь лишь на речевое высказывание.

Только после составления плана следует пересказ. При пересказывании используются результаты предыдущей работы над текстом. Именно пересказ отражает восприятие и понимание произведения учениками.

Каждый из представленных видов пересказа преследует свои цели на основе общей конечной, заключающейся в том, чтобы «человек в жизни мог правильно, достаточно полно, логически стройно и выразительно передать прочитанное или услышанное».

Подробный пересказ используется на уроке чаще всего из-за того, что он служит средством закрепления содержания прочитанного произведения и средством усвоения логики образца и богатства его языка (М.Р.Львов, Н.А. Щербакова).

Выборочный пересказ способствует глубокому знанию темы или отдельных вопросов, поднимаемых автором в произведении. Ученику необходимо выбрать ту часть, которая соответствует отдельному вопросу или теме. Поэтому выделяется несколько видов: по вопросу или заданию, по иллюстрации, по тематической линии. (М.Р. Львов).

Краткий пересказ способствует сжатому, точному речевому оформлению мысли и развитию логического мышления. Здесь заложены большие возможности научиться устно передавать «чужие мысли» своими словами. Выделено несколько путей сокращения текста. Первый - опирается на прием логической переработки, т.е. отбора основных, существенных данных и на этой основе составляется сжатый текст. Второй - составление краткого пересказа на основе расширения плана произведения. «Сжатый пересказ - это не отдельные фразы, а новый рассказ, заново самостоятельно построенный». (З.Д. Кочаровская).

Цель творческого пересказа «усилить воздействие образной системы художественного произведения на читателя» (В.И. Яковлева) и вызвать у учеников «эмоциональный отклик» (М.И. Оморокова), помочь им глубже осознать идею произведения, пережить нравственные чувства вместе с героем, которые заложил автор. Такие виды творческого пересказа, состоящие в изменении лица рассказчика или от лица одного из персонажей «позволяют ученику поставить себя в положение литературного героя, понять его психологию и его глазами посмотреть на тех людей и те события, о которых рассказывается в произведении». (Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова)

Проиллюстрировав различные мнения по проблеме обучения пересказу, мы можем подойти к заключению о выделении пересказа, как одного из действенных средств развития связной устной речи и мыслительных процессов.

Все методисты доказывают, что процессу пересказа должна предшествовать сложная подготовительная работа, направленная на целостное восприятие художественного произведения, глубокое и всестороннее его понимание. В ходе проводимого анализа произведения необходимо раскрыть тему произведения, его главную идею, сюжет, составить ключевую схему образов персонажей, выяснить роль главных героев в раскрытии идеи произведения, мотивы их поступков, определить взаимосвязь главных героев со второстепенными персонажами, средства авторской выразительности, выделить воспитательную ценность рассматриваемого произведения. С целью более глубокого осмысления композиционной структуры художественного произведения возвращаемся к целостному его восприятию, в результате которого следует пересказ. Используемые на уроках чтения и литературы пересказы разных видов служат не только умению логично, последовательно, правильно, полно излагать мысли, и развитию связной устной речи, мыслительных процессов и средств общения учеников на уроке.

Страницы: 1 2 3 


Новое в образовании:

Урок «игра-соревнование» «если вместе, если дружно»
Особенность этой игры – эстафетный характер заданий, когда от вклада каждого, от четкости взаимодействия зависит общий результат. Задачи: 1. Формирование дружного коллектива. 2. Развитие навыков взаимодействия 3. Развитие логического мышления и воображения, проверка элементарных математических навы ...

Время как фактор успешности учения
Какое влияние оказывает время на успешность учебы школьников? Для педагогов такая постановка нова. Мы все больше имели дело со временем социальным, внешним по отношению ко внутреннему, определяющему познавательный процесс ребенка, и потому соотносили его с деятельностью педагогов и учением. В этом ...

Композиционные связи моделей коллекции
При проектировании коллекции необходимо учитывать следующие правила, обеспечивающие единство коллекции: 1) единство стилевого решения; 2) создание сценария коллекции — композиционное построение коллекции. Необходимое условие целостности коллекции — наличие композиционного центра — кульминации всей ...

Меню сайта

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru