Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения

Педагогика сегодня » Процесс обучения сжатому пересказу учащихся с нарушением речи » Исторический аспект изучения вопроса пересказа на уроках чтения

Страница 2

Т.Г. Егоров отмечает, что понимание того, что читается, напрямую зависит от техники чтения, т.е. лучше понимают текст ученики с развитой техникой чтения, когда осознание предвосхищает сам процесс чтения. Процесс понимания текста в виде «установления связей и отношений между словами и словосочетаниями, предложениями, параграфами и абзацами или главами, установление связи между всеми этими взаимосвязанными словами и речениями, с одной стороны, и реальными жизненными процессами, событиями, их причинами, с другой, а также улавливание отношений между описываемыми людьми»определила Н.Г. Морозова. Она выделила З ступени понимания художественного текста. Первая ступень - понимание фактического содержания текста, вторая - заключается в осознании подтекста, и третья - понимание мотивационной стороны поведения - поступков героев, отношение к произведению. Обеспечение одновременно трех ступеней понимания приведет к полному осознанию произведения.

М.И. Оморокова выдвигает условия, необходимые для полноценного восприятия художественного произведения. Для этого ребенок должен овладеть рядом умений: замечать и распознавать художественные средства выразительности (язык произведения, отличать жанровые особенности произведения), видеть компоненты произведения (образ, поступок), образное изображение природы (пейзаж); уметь воссоздавать в своем воображении читаемое, проникнуть в эмоциональную направленность произведения, видеть позицию автора и определять свою позицию. Главным двигателем событий, по мнению автора, в художественном произведении является поступок персонажа. Его нужно проанализировать, выявить мотив, смысл и определить отношение к нему читателя, обращая при этом внимание на средства эмоционально-образной выразительности: язык, речь героев, композиционное построение.

К основным приемам анализа художественного произведения относят постановку вопросов, помогающих понять сюжет, факты и события произведения, осмыслить их с точки зрения их идейной направленности, понять причинно следственные связи и отношения, позицию автора и выработать личное отношение к изучаемому произведению; разные виды чтения (комментированное чтение, чтение по ролям, выборочное); словесное рисование; самостоятельная постановка вопросов к тексту.

В результате анализа литературного героя должен быть составлена его характеристика (Н.П. Каноныкин, Н.А. Щербакова и др.), складывающаяся из описания внешности героя (портрет) и внутренних его качеств (собственно характеристика).

Значительную роль для пересказывания изучаемого литературного произведения отводится плану (М.И, Оморокова, Н.С. Рождественский, Н.А. Щербакова, Н.П. Каноныкин и др.)

Составление плана пересказа, является таким видом речевой деятельности, при которой школьник, анализируя содержание и структуру текста художественного произведения, находит в чем основное, выделяет «смысловые опорные» пункты.

А.А. Смирнов, различает главное и второстепенное и обозначает их словесно. Работа по составлению плана развивает логическое мышление и способствует развитию у учеников навыков связного последовательного изложения мыслей. План пересказа выступает в качестве результата этой речевой деятельности. Он выполняется в форме особого текста, который состоит из самостоятельных, грамматически не связных предложений, но объединенных тематически, по смыслу.

Выделяются различные виды планов:

1. по степени сложности: простой (линейный) - сложный;

2.по способу использования авторских слов: цитатный - план своими словами;

3.по типу мыслительной деятельности: картинный (образный) - графический (схематический) - словесный (логический).

В пользу использования картинного плана, т.е. создание учениками серий образных картин, высказывались методисты начального обучения (Н.П. Каноныкин, А.Н. Липкина, Н.А. Щербакова и др.), связывая с тем, что использование зрительного образа поможет облегчить работу по осмыслению образца, рисуемого словом.

Промежуточным этапом между образным и логическим планом является графический. М.И. Оморокова предлагает использовать наглядно-пространственную форму плана, которая позволяет учитывать содержательные и количественные элементы текста произведения. Данная форма плана является моделью текста произведения.

Страницы: 1 2 3


Новое в образовании:

Природа и сущность процесса обучения
Научное обоснование природы и сущности процесса обучения ведет свою историю от Я.А. Коменского, который выдвинул идею природосообразности обучения, т.е. его зависимости и производности от законов природы. Сравнивая человека и животных по способам приспособления, Я.А. Коменский пришел к выводу, что ...

Сущность процесса нравственного воспитания школьников
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей , а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регул ...

Изучение творчества П.И. Чайковского в младших классах ДМШ
При изучении творчества П.И. Чайковского в начальных классах ДМШ, необходимо развивать обобщенные представления, знания, умения и навыки. Слушание музыки: развитие умения учащимися сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение или его фрагмент с ярко выраженными жанровыми при ...

Меню сайта

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru