Психологические основы анализа урока

Страница 3

Осуществление письменного анализа урока требует навыков текущего и ретроспективного анализа. Основная цель этой работы - не столько в оценивании урока, сколько в развитии собственной педагогической наблюдательности и рефлексии.

При проведении анализа урока полезно пользоваться следующей схемой.

Примерная схема психологического анализа урока:

1. Психологическое обоснование структуры урока

(соответствие ее целям и задачам урока, возрасту учащихся, их возможностям).

2.

Содержание урока:

· качество учебного материала (его логичность, научность и т.п.);

· его соответствие возрастным особенностям учащихся.

3.

Организация познавательной активности учащихся на уроке:

· создание и поддержание соответствующей мотивации познавательной деятельности;

· внимание учащихся: используемые виды и методы их активизации;

· эффективность процессов восприятия и наблюдения (на соответствующих уроках);

· виды и процессы памяти; способы ее усовершенствования на уроке;

· приемы активизации мышления; его виды и операции, функционирующие на уроке;

· процессы воображения и творчества учащихся;

· речевая активность учащихся, ее формы и виды;

· работоспособность учащихся в течение урока.

4.

Особенности взаимодействия учителя и класса на уроке:

· общий эмоциональный фон урока, его изменения в ходе урока;

· манера поведения учителя, особенности его речи; стиль общения с учащимися;

· организованность и дисциплина в классе, способы ее создания и восстановления;

· адекватность осуществляемых оценок и отметок;

· организация совместной деятельности учащихся на уроке, их взаимоотношения при этом;

· учет при общении с учащимися их индивидуальных и групповых особенностей.

5.

Общие результаты урока (для ретроспективного анализа):

анализ урок администрация школа

· степень реализации целей и задач (с объективными подтверждениями и психологическими аргументами);

· главные достоинства и основные упущения;

· требуемые изменения и корректировки учебного материала и методики проведения аналогичного урока.

Психологический анализ урока не есть простое указание на психологические моменты урока или замечания негативного характера. Цель психологического анализа урока не в простой констатации успехов и неудач, а в установлении причин неудач и дифференцировании успеха случайного и успеха, запланированного, подготовленного. Цель психологического анализа урока состоит в том, чтобы учитель научился руководствоваться в оценке успешности или неуспешности своей работы, в выборе необходимых корректировок в последнем случае не столько своими эмоциями, сколько логикой постижения причин успеха: какие усилия продвигают к успеху, а какие оказываются затраченными впустую. Цель каждого урока определяется под влиянием многих факторов - и отнюдь не только психологических, но и учебно-методических и т.п. Однако никакая цель не будет достигнута, если учителю не удалось психологически повлечь учащихся в совместную деятельность, так как урок есть, прежде всего, - совместная деятельность учителя и учеников.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Новое в образовании:

Исторический аспект развития проблемы этиологии речевых нарушений
Термин «этиология» - греческий и обозначает учение о причинах (этио - причина, логос - наука, учение). Проблема причинности издавна привлекала внимание человечества. Развитие этиологии как учения о причинах тесно связано с общим научным прогрессом ряда медицинских и естественных дисциплин. Кроме то ...

Принципы профессионального обучения
В дидактике профессионально-технического образования принципы процесса профессионального обучения являются важнейшей категорией. Они связаны с целями обучения и воспитания и имеют исторический характер; некоторые из них утрачивают свое назначение, другие перестраиваются, возникают новые принципы, к ...

Технология обучения студентов профессиональной деятельности в процессе ПФСС
Отличительная особенность дисциплины ПФСС состоит в том, что она тесно связана, с одной стороны, с дисциплиной ТМФВС, с другой — с базовыми физкультурно-спортивными видами, так как на предметной основе этих видов решаются теоретико-методические и практические вопросы формирования профессиональных у ...

Меню сайта

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru