Психологические основы анализа урока

Страница 5

Мышление, как и память, является одним из самых важных и основных используемых в обучении познавательных процессов. Кроме того, обучение, направленное на психическое развитие человека, нацелено, прежде всего, на развитие его мышления, причем обычно исключительно "высшего", абстрактно-логического. Две другие формы мышления (наглядно-действенное и наглядно-образное), которые активно развиваются и формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте, иногда считаются при этом менее важными, и их использование в процессе обучения необязательным. Однако уже довольно давно известно и признано, что для успешной работы в различных областях человеческой деятельности недостаточно только словесно-логического мышления. Поэтому развитие словесно-логического мышления и обучении не должно приводить к доминированию или забвению наглядных форм мышления, а лишь к преодолению непосредственной наглядности, мешающей установлению им утренних закономерностей. Создание наглядных образов и схем часто помогает уяснить соотношение весьма абстрактных понятий. Наглядный образ в этом случае представляет собой уже то конкретное, которое завершает ступень познания от абстрактного к конкретному, и не может, следовательно, считаться чем-то низшим по отношению к абстрактному понятию. Недостаточно развитое наглядно-действенное мышление чревато ситуацией практической беспомощности человека, когда при обширных теоретических знаниях о том, что следует делать, он не знает, как это сделать. Более того, следование правилам формальной логики не может считаться идеалом человеческого мышления. Во-первых, большая часть процессов во Вселенной происходит по законам логики диалектической, а во-вторых, потому что иногда строгое следование логике может сделать невозможным мышление творческое.

Здесь мы уже вплотную подошли к очень интересному и весьма малоизученному в школе процессу воображения. Это тоже высший психический процесс, наравне с мышлением, обладает важной для человека функцией - опережающим отражением. Как правило, развитию воображения уделяется внимание на уроках изобразительного искусства, музыки, труда и изредка литературы. Тем самым полагается, что творческое воображение имеет место лишь в художественной деятельности. Однако невостребованность воображения на всех остальных уроках ведет к пассивности мыслительной деятельности школьников, лишает их способности к продуктивному мышлению. Такие учащиеся испытывают растерянность при отсутствии алгоритма действий и оказываются эффективными лишь в узких рамках четко заданных условий. Эти особенности познавательной сферы могут приводить и вообще к снижению творческого потенциала личности. При этом включение в учебный процесс заданий хотя бы на воссоздающее воображение (например, придумать задачу к такому-то решению или составить предложение по заданной схеме с поощрением именно нестандартных, разнообразных вариантов) дает возможность весьма существенно скорректировать процесс умственного развития школьника, не допуская доминирования репродуктивного и формально-логического мышления в ущерб мышлению творческому и продуктивному.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Новое в образовании:

Особенности обучения младших школьников с нарушениями слуха с использованием информационных технологий
На современном этапе развития образования лиц с нарушением слуха особую актуальность приобретают задачи развития познавательной сферы данной категории детей с целью формирования социально адаптированной личности, готовой к интеграции в общество слышащих (А.Г.Басова, Т.С.Зыкова, Н.Н.Малофеев, Н.М.На ...

Комплекс упражнений для обучения аудированию
В свете требований коммуникативного подхода обучение осуществляется, главным образом, на материале целого текста и проходит стадии от восприятия и понимания текста до его анализа и работы над языковой формой. Для этого могут быть использованы как аудитивные, так и аудиовизуальные источники. Смыслов ...

Сущность процесса нравственного воспитания школьников
В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) – нормы, принципы, правила поведения людей , а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регул ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru