Психологические основы анализа урока

Страница 9

Важно, чтобы у школьников не только возникали проблемные вопросы, но и чтобы они стремились их самостоятельно решать. Побуждая учащихся на каждом уроке сравнивать и сопоставлять, обосновывать и оценивать, учитель не только активизирует мышление учащихся и формирует его самостоятельность, но и готовит необходимую психологическую основу (мотивационную, волевую и эмоциональную) для успешного выполнения работ творческого характера.

Проблемные ситуации можно использовать на ряде уроков почти по всем дисциплинам - и естественным, и гуманитарным.

Основные признаки проблемной ситуации:

· задается трудный вопрос, но доступный для учащихся;

· вопрос должен быть понятным;

· для поиска ответа на вопрос необходимо актуализировать исходные знания.

Методика и техника создания проблемных ситуаций подразумевают:

· введение двух неразрывно существующих, но взаимоисключающих понятий, мыслей, идей, фактов, оценок;

· разработку и постановку проблемных вопросов перед учащимися;

· личностное приобщение к событиям, обсуждаемым на уроке.

Приемы управления вниманием, памятью и мышлением.

Приемы, вызывающие и удерживающие внимание:

· эффект "яркого пятна";

· создание ситуации ожидания;

· неожиданность, красочность, динамизм в предъявлении информации;

· опора на имеющийся опыт ученика;

· удовлетворение выраженной познавательной потребности в определенных знаниях;

· снятие состояния напряжения, страха, неуверенности.

· уважение личности ребенка (внимательность к его состоянию в данный момент).

При помощи памяти учащийся закрепляет достигнутые в учении результаты, сохраняет и воспроизводит в соответствии требованиями жизни и учебной деятельности. Без памяти человек ни к чему не может научиться, она обеспечивает единство и целостность личности, является основой накопления индивидуального опыта и нормального психического развития.

Качество основных процессов памяти (запоминания, сохранения и воспроизведения) зависит от того, какое значение имеет для ученика запоминаемый материал, какой установкой он руководствовался при запоминании, какое отношение сложилось у него к запоминаемому материалу и как был связан этот материал с учебной деятельностью самого учащегося. Напоминание на уроке осуществляется под руководством учителя. Учитель организует активную деятельность учащихся по заучиванию:

· раскрывает значение данного материала;

· дает специальную установку на его запоминание;

· демонстрирует приемы логической обработки материала и его смысловой группировки;

· использует различные приемы и упражнения на усвоение информации и ее воспроизведение.

Учитель должен ориентировать учеников на то, чтобы они запоминали не всю информацию, а только необходимое, главное. Надо четко дифференцировать материал, указывая учащимся, что нужно запомнить на время, что - надолго, что - дословно, а что лишь принять к сведению или же уяснить общий смысл запоминаемого материала. Следует сокращать объем заучиваемого материала за счет укрупнения логических единиц, четко отграничивать действительно новое от уже известного; упражнять школьников в анализе логической структуры учебного материла, требуя различения основных его положений, аргументации и комментария. Важно, чтобы учитель не только сам владел приемами логической обработки нового материала, но и обучал этому учащихся.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11


Новое в образовании:

Разновидности и характеристики диалогической речи
Диалогическая речь представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Это форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих. Собеседники выступают попеременно ...

Проблемная речевая ситуация как методический прием обучения
мотивация говорение речь диалогический В процессе обучения иностранному языку в средней школе основной причиной недостаточно высоких результатов работы является имеющийся разрыв между поставленной целью – практическим владением иностранным языком – и характером учебной работы. В исследовании услови ...

Формирующий эксперимент
В результате констатирующего эксперимента был выявлен уровень развития орфографической зоркости у детей с дисграфией. Нами была разработана коррекционная программа по развитию орфографической зоркости детей с дисграфией с учетом индивидуальных особенностей детей, которая положена в основу формирующ ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.powereducator.ru